#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Больше десяти лет назад, когда Сергей Сербин открыл свой интернет-магазин по продаже кофе и занялся продвижением этого благородного напитка в Норильске, он и предположить не мог, что его продукт станет узнаваемым брендом. Беспроцентную ссуду на реализацию бизнес-проекта предпринимателю выделила компания «Норникель».
– Сергей, как вы пришли в бизнес? И почему выбрали именно эту нишу?
– Окончив школу в Норильске, я поступал в вуз в Белгороде, но неудачно. Потом – армия. Демобилизовавшись, работал, где только мог: грузчиком, экспедитором, в палатке продавал овощи-фрукты. Время тогда было трудное. На комбинат устроиться было невозможно. Я пошел во вневедомственную охрану, где проработал несколько лет. Но чувствовал, что это не мое. Потом 12 лет продавал в магазине бытовой техники кофемашины и кофе.
– Тогда и появилась мысль о собственном бизнесе?
– Я много читал в то время, хотел развития, предлагал идеи своему работодателю. На тот момент он был монополистом в этой сфере. Бизнес был мегамаржинальный. Но мои идеи не находили отклика. Было понятно, что так долго продолжаться не может.
Я стал задумываться об открытии собственного дела, но в середине 2000-х получить кредит для начального капитала было сложно. Поэтому созрел я для открытия ИП только в 2010 году. Начал с создания интернет-магазина кофедруг.рф. Это не требовало затрат на помещение, нужен был только склад, уже имевшийся у меня. Мы с коллегой Анастасией организовали службу доставки. Плюс был в том, что определенная клиентская база у меня осталась с прежнего места работы – часть покупателей перешла ко мне.
– И дело пошло?
– Вначале приходилось очень трудно – в то время в Норильске не было высокоскоростного интернета. Хотя первый свой сайт мы сделали очень простым, чтобы он легко загружался и человек мог быстро оформить заказ. Поначалу делали ставку на техническое обслуживание кофе-машин и приглашали клиентов на сайт. Это была продуманная стратегия.
Учитывая, что денег на рекламу не было, приходилось «мелькать лицом». Но было интересно. Да и сейчас интересно! Потому что кофе открывает многие двери. Ты можешь оказаться там, где в любом другом случае даже и не мечтал побывать.
Например, в марте этого года мы варили кофе на Международной туристической выставке в Москве. В июне представляли свою продукцию международной бизнес-элите на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Недавно ездили на День города в Дудинку.
– Вы привозили на Север какие-то редкие, необычные сорта? К примеру, кофе лювак, зерна которого, как утверждается, после прохождения через пищеварительный тракт пальмовых куниц, приобретают какой-то невероятный вкус?
– Я не кофейный сноб, но и очень экзотические вещи не люблю. Такой продукт «от зверушек» можно привезти, но придет попробовать этот напиток всего пара человек. На этом бизнес не построишь. Скажут: невкусно и дорого. Это просто маркетинг и не более.
Иное дело – наша местная, северная экзотика. К примеру, в нашем кофейном пространстве «Кофе-друг» на Дзержинского мы готовим «арктический кофе» – с олениной. И это работает! На ПМЭФ-2022 к нам стояла очередь! С кофе вообще много экспериментируют, делают различные ферментации, сушат с ягодами, чтобы поймать те самые нотки. Но я считаю, что кофе – продукт самодостаточный.
– А вы сами какой кофе любите?
– Я почти всегда пью черный кофе. Эспрессо люблю, американо – завариваю его во френч-прессе. Сколько раз пью? Раз шесть в день. А раньше – еще больше. Чувствую, что иногда уже возникает зависимость – хочу почувствовать вкус, аромат кофе. Тогда завариваю себе напиток без кофеина, чтобы не беспокоиться о последствиях.
– В Норильске есть гурманы, которые просят определенные сорта?
– Люди в Норильске, на мой взгляд, часто путешествуют, благосостояние у них выше, чем в других городах России. Поэтому, узнав, что такое хороший кофе, хороший сервис, они хотят такого же и у себя дома. И мы стараемся соответствовать этой истории.
Сортов много, стран, производящих кофе,– масса. Но весь секрет в обжарке. Это сложный процесс термической обработки зеленого зерна, в процессе которого формируется будущий вкус напитка.
Стараемся предлагать такой продукт, чтобы с момента его обжарки прошло дней 10–12, не больше. Это позволяет пить кофе в его лучшем виде – свежим, а значит максимально богатым по вкусу. Кстати, в последние годы российские обжарщики не единожды становились чемпионами мира. А это значит, что наш кофе теперь является самым лучшим в мире.
– Удивительно!
– Да, многие настроены скептически к «кофе из Брянска». Приходится людям объяснять, что это гораздо лучше, чем, к примеру, пережаренные «угольки» известного итальянского бренда. Мы начали привозить кофе отечественных обжарщиков еще лет семь назад. Это были крутые ребята!
Тем не менее иногда трудно переубедить людей, убежденных, что в России ничего хорошо делать не умеют. Это на самом деле не так. У нас производство обжаренного кофе стремительно развивается в последние годы. Потребление напитка растет, и национальный кофейный рынок развивается.
– А как началась ваша история взаимодействия с «Норникелем»?
– В моногороде мимо комбината не пройдешь… Мы занимались обслуживанием кофе-машин, которых немало в офисах «Норникеля». Кроме нас никто в городе за такой ремонт не брался. А мне это было интересно. Мы заключили договор на обслуживание 170 кофе-машин на предприятиях компании. К тому же после обучения в «Акселераторе бизнес-проектов», который организует компания для предпринимателей, я более тщательно проработал модель продвижения.
Как оказалось, секретарь в офисе – самый главный человек, от которого зависит, будут у нас покупать кофе или нет. Поэтому мы систематизировали схему, как работать с секретарями: «Босс любит, когда кофе есть. Босс любит, когда кофе-машина в исправном состоянии. А это как раз наша работа».
– Как вы пришли в «Акселератор»?
– Слышал, что каждый год компания запускает такое обучение для предпринимателей, но все время запаздывал с регистрацией. Осенью прошлого года так удачно совпало, что наш клиент рассказал мне о новом наборе слушателей курса. Он сказал, что будут интересные спикеры, и это меня мотивировало в первую очередь. Сильнее, чем возможность получить какие-то деньги для развития бизнеса.
Как раз в то время возникло ощущение, что мы уперлись в стеклянный потолок. Мне хотелось оживить бизнес, посмотреть на привычные вещи под другим углом зрения. И это удалось. Во многом благодаря моему куратору – директору по развитию и акселерационным программам бизнес-школы Российского союза промышленников и предпринимателей Дмитрию Богданову. От него я зарядился очень интересными идеями.
– Например?
– Раньше я стеснялся давать рекламу в соцсетях, считая, что ее будет чересчур много. В «Акселераторе» меня убедили, что нужно делать контент регулярно и систематически. Это очень важно! Надо писать планы заранее, планировать сюжеты. Я внутренне сопротивлялся, пока не понял, что такой подход работает и этому есть примеры.
Было очень интересно ломать, опять же, свои внутренние установки по поводу ценообразования… Я понял, что из-за бесконечной системы лояльности мы теряли ценность продукта, а люди привыкали и требовали все больше скидок. Поэтому мы пересмотрели программу лояльности и перестали раздавать скидки налево и направо. И, кстати, ничего критичного не случилось, даже наоборот – наши дела пошли лучше.
– Вы действительно смогли поднять выручку за эти месяцы?
– Да. Выручка у нас поднялась и потому, что средний чек вырос из-за роста цен. Но когда курс стал опускаться вниз, то и цены мы вернули к прежним значениям. А выручка не упала. Простые решения, которые нас заставляли делать кураторы – по рекламе, продвижению, изменению системы лояльности, – реально давали результат.
И сейчас мы продолжаем их применять. Я не верил, что это будет работать, но мое мнение изменилось. Обучение вообще дало мне очень многое. «Кофе-Друг» заметили в Агентстве развития Норильска. Мы показали, что у нас есть уникальные продукты, и нас позвали на выставку в Москву, где мы сделали очень большой трафик.
Если я раньше из-за своей скромности стеснялся титула «Сергей – главный по кофе», то теперь заявляю об этом с уверенностью, и это дает людям гарантию качества продукта.
– История, когда сначала ты работаешь на репутацию, а потом – она на тебя…
– Совершенно верно. Хотя я не люблю говорить о том, что все знаю. Кофейный мир безграничен. В свое время мне очень нравился портал прокофе.ру – наверное, самый большой в Восточной Европе, в котором публиковались профессионалы – владельцы кофеен, поставщики. Я читал и поглощал эту информацию, как губка.
Мне вся эта тема была интересна. И если бы было время, то я бы более плотно занялся обжаркой, с помощью которой можно подстраивать вкус даже под определенный возраст потребителя. Я бы хотел поездить по кофейным плантациям, изучить опыт фермеров, культуру зерна. Но даже сегодня я ручаюсь за качество того продукта, который предлагаю норильчанам. Возможно, звучит это пафосно, но я люблю кофе и отвечаю за ту работу, которую делаю. Понятно, что всем на сто процентов понравиться нельзя. Но как минимум восемьдесят процентов наших клиентов остаются довольны.
Во время обучения в «Акселераторе» у меня была возможность рассказать о своем бизнесе, а куратор мог оценить его минусы или найти сильные стороны, на которые я не обращал внимания. Сейчас, в летние месяцы, конечно, наблюдается некий спад, потому что это сезон отпусков, потребители улетают на материк. Но это прогнозируемо.
– С каким проектом вы вышли на инвестиционную сессию «Акселератора»?
– В Норильске самое сложное – это логистика. Завозить товар самолетами дорого, водой – долго и тоже недешево. Мы работаем в высококонкурентной среде. Все продают кофе – сети кондитерских и кофеен, маркет-плейсы, торговые сети. Хотя это, на мой взгляд, довольно посредственный кофе, на среднего покупателя.
А мы продвигаем кофейную культуру, предлагаем более качественные сорта и при этом стараемся, чтобы они были не дороже, чем у крупных сетей. Поэтому в период, когда цены нестабильны, мы решили запустить проект, который позволил бы сохранить стоимость кофе для конечного потребителя.
Мы привезли в Норильск сорта, которые стоят меньше, чем у известных зарубежных брендов, но по своим вкусовым и органолептическим качествам они, на мой взгляд, гораздо лучше. У нас есть собственная торговая марка – мы делаем смеси, которые идеально подходят именно для нашего региона. Потому что мы учитываем не только вкусы норильчан, но даже состав воды. И сейчас наша задача – войти со своим продуктом в торговые сети города.
– Как называется ваш бренд?
– Мы оставили прежнее название – «Кофе-друг». Есть разные смеси: мягкий, крепкий, классический и даже «Кофе-друг арктический». Сейчас у нас идет процесс переупаковки бизнеса. Мы вводим новый логотип, новый дизайн упаковки – банки и пачки.
– На ссуду «Норникеля» вы закупите фасовочное оборудование?
– Да. Часть уже приобрели, но в Норильск оно еще не пришло. С другими производителями только ведем переговоры. Мы хотим получить именно то оборудование, которые нужно нам, а не то, что сейчас есть у поставщиков на складе. Для нас важно, чтобы это было компактно, чтобы мы могли его быстро перенастраивать в зависимости от потребностей.
Пока мы в процессе сборки конструктора будущего фасовочного бизнеса. Кроме всего прочего заказали новую упаковку, с которой тоже возникли сложности. Красивую, как хотели, сделать пока не смогли: то одной краски нет, то другой. Притом что изначально мы разрабатывали новый дизайн с прицелом, чтобы наша упаковка отличалась от всего, что стоит на полке рядом. Нам хотелось бы сделать так, чтобы потребитель видел именно нашу продукцию.
– Когда этот проект, с вашей точки зрения, начнет работать в полную силу?
– Думаю, ближе к зиме. Три месяца по реке будет идти наше оборудование. Соберем его, протестируем, откалибруем, что-то, может быть, поменяем. Когда соберем весь пазл и настроим рабочие процессы, как нас учили – системно, только тогда это и покажет свои результаты.
Ранее в рубрике «Возможно для Севера» мы рассказали о предпринимателе Виталии Андрееве, который получил беспроцентную ссуду «Норникеля» на обновление парка машин для своей автошколы.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Елена Попова
Фото: istockphoto.com и личный архив Сергея Сербина