12+

«Автошкола для нас – семейное дело»

08 июня 2022, 12:10

Предприниматель рассказал, чем отличается мышление наемного работника от мышления собственника.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В этом году «Норникель» поддержит семь бизнес-инициатив, направленных на повышение качества жизни жителей Норильска и Заполярного. Проекты, на реализацию которых компания выделяет беспроцентные ссуды, отобрали на конкурсной основе после участия их авторов в трехмесячном интенсивном «Акселераторе бизнес-проектов». В числе этих предпринимателей – норильчанин Виталий Андреев.

Виталий Андреев

– Виталий, расскажите, как вы пришли в сферу бизнеса?

– Не сразу. До того момента  я почти 17 лет трудился на производстве. По профессии я инженер-строитель. До того как поступить в Норильский индустриальный институт, два года проработал на цементном заводе. Потом – армия. Служил в десантных войсках, прошел вторую чеченскую войну.

Вернувшись, снова пошел работать в компанию. На предприятии «Норильский промышленный транспорт», на строительном участке, был старшим мастером, заместителем начальника участка. Очень хотел быть начальником, все время старался улучшить производственный процесс. И у меня это получалось. Меня регулярно ставили на исполнение обязанностей начальника участка. Но, когда увидел, что уже не продвигаюсь по карьерной лестнице, решил уволиться.

– К тому времени у вас уже был какой-то опыт предпринимательства?

– К тому времени у меня был опыт общественной деятельности. Я был тренером-инструктором в парашютном клубе «Полюс». Обучал людей прыжкам с парашютом. С 2002-го по 2008 год был  руководителем этой организации.

Однажды к нам в парашютный клуб пришел молодой человек, у которого, как оказалось, была своя фирма такси. Оценив хорошую организацию работы клуба, он позвал меня к себе заместителем. Я согласился поработать по совместительству и за три месяца поднял ему выручку в три раза.  

– Как вам это удалось?

– До моего прихода, когда звонили клиенты, диспетчер в тетрадку на листочек записывала адрес, сумму и прочее. А я сделал техзадание программисту, и мы стали принимать заказы, используя компьютерную программу. Это позволяло видеть заказы, маршруты, выручку. Оптимизация работы дала нам возможность увеличивать расходы на рекламу, при этом доходы фирмы росли.

Я работал там за достаточно небольшую зарплату, поэтому пошел к директору и предложил поменять условия сотрудничества. Однако найти взаимопонимание нам не удалось, и через несколько месяцев мне пришлось покинуть эту фирму такси.

Не только бизнесмен, но и отец: у Виталия Андреева четверо детей

– В любом случае это был опыт. 

– Вы правы. Но интересно другое. У меня было мышление  работника, а у этого парня – мышление создателя и владельца бизнеса. Чем оно отличается? Для человека нет невозможных задач. Попробую пояснить на примере. В нашем строительном подразделении мы выполняли работы, осваивая в месяц миллион рублей. И вот нам говорят: в следующем месяце план должен составить 13 миллионов. Мыслимо ли это?

План мы, скажу сразу, не выполнили. Но в тот месяц мы сделали работы на 6,5 миллиона рублей. И тогда у меня в голове щелкнуло. Я посчитал, что это, оказывается, возможно! Я понял, что, когда тебе ставят «невыполнимую» задачу, подход должен быть таким: если бы это было возможно, то какие ресурсы мне для этого были бы нужны? Я поменял свое мышление. Ставится задача – просчитываешь, что для этого нужно, и делаешь.  В этом плане мне, кстати, очень помогло обучение в программе «Норникеля».

Виталий Андреев с сыном

– Но с предпринимательством вы на какое-то время решили завязать?

– Наоборот. Решил открыть свою фирму такси. У этого бизнеса низкий уровень входа. Снял квартиру, поставил антенну, купил рацию – и можешь набирать водителей. Но тут я тоже понял, что одно дело, когда ты работаешь как персонал и улучшаешь то, что уже создано, и совсем другая история – начать свое дело с нуля. Не зря же говорят, что за первые три года  95 процентов бизнесов просто исчезают. В общем, у меня не получилось. Свое такси не пошло.

– Почему?

– На тот момент у нас не было  смартфонов, не было мобильных приложений. Люди звонили, заказывали машину, я у них заранее спрашивал, куда они едут. Соответственно,  когда водитель брал пассажира, он отзванивался. И пока он ехал по адресу, я ему «готовил» другого пассажира. Однако всегда была вероятность того, что, когда кто-то проголосует, таксист подберет этого пассажира и поедет в другую сторону. Пресловутый человеческий фактор.

Второй раз, когда я попытался запустить такую же систему, уже после моего увольнения из  компании в 2009 году, она не пошла по другой причине. Я купил пять своих машин и пригласил сторонних водителей. И получилось так, что за короткое время не по нашей вине мне вывели из строя стразу три машины. Я не смог обеспечить стабильность бизнеса. При том что у меня тогда уже было четверо детей.

– Не случайно говорят: риски – непременный элемент предпринимательской деятельности.

– Это так. И об этом приходится думать, когда у тебя семья. К слову, дети стали источником идеи еще для одного моего бизнеса.

– Что вы имеете в виду?

– Отслеживая семейный бюджет, я понял, что большая часть денег уходит на памперсы. Тогда я попробовал просчитать закупку их на материке, логистику. Мы открыли  ООО «Карапузик» и доставляли памперсы людям на дом целыми упаковками.

Проблема была в том, что в той фирме на материке, где я заказал контейнер памперсов, поставили условие – покупать разные размеры равными объемами. Я согласился. Но потребность в них разная. В итоге у меня уже появился четвертый ребенок, а маленькие памперсы все еще оставались нераспроданными. С одной стороны, неудача, а с другой – урок.

О своих детях Виталий говорит: «Мои экзаменаторы и мотиваторы»

– А как вы пришли к идее создания автошколы?

– Работая в парашютном клубе, я готовил курсантов-парашютистов. Мне это нравилось. Подготовка водителей – примерно то же самое, только скорости раз в пять-семь ниже. И в том и в другом случае это обучение людей поведению в экстремальной ситуации. Я пришел в городскую автошколу, сдал экзамен и стал подрабатывать инструктором по вождению.

Со временем приобрел репутацию человека, курсанты которого сдают экзамен с первого раза. Поток желающих обучаться именно у меня стал довольно большой. Не всем это в автошколе нравилось. Мне пришлось уйти. На руках у меня остались  учебная машина, четверо детей, жена и разбитое корыто. И тогда я дал объявление, что даю дополнительно уроки курсантам автошколы.

– Вы стали частным инструктором?

– Да. Система обучения в автошколах была построена на потоке, и те люди, кто не сдал экзамен, были вынуждены потом брать дополнительные часы. Я начал  доучивать таких людей. Потом как-то посчитал, что у меня взяли занятия за год 257 человек. То есть я один работал как целая автошкола. Тогда и появилась мысль: зачем переделывать чью-то работу, когда можно сразу учить хорошо. В 2010 году я открыл собственную автошколу «Автокурсы №1».

– Но это ведь уже другой уровень, это не просто  частный инструктор. 

– Открыть лицензированную организацию действительно непросто. Вся процедура заняла у меня два года. Оформить юридическое лицо я смог только в 2013 году, а 1 августа  2014-го был принят знаменательный законодательный акт,  который запрещал работу нелицензированных автошкол. Самоподготовку к экзаменам отменили. Люди не могли попасть в ГАИ, если у них не было документа об окончании автошколы.

Государство закручивало гайки. К примеру, у каждой автошколы должен был быть бетонный или асфальтный автодром площадью не меньше, чем 2,5 тысячи квадратных метров. Представьте: в России на тот момент было 11 тысяч автошкол, а после вступления в силу нового постановления, уже через десять дней, осталось только пять тысяч. Меня, кстати, тоже закрывали на восемь месяцев, но я выжил.

Класс в автошколе

– А как вы попали в акселерационную программу «Норникеля»?

– Несколько лет назад я услышал о том, что «Норникель» проводит обучение для  социальных предпринимателей. До этого проходил всякие тренинги, но о чем здесь шла речь – мне было непонятно. На другой год – новый набор, и я решил записаться. В итоге обучение, которое организует для предпринимателей «Норникель», я проходил три года подряд. Все очень понравилось! Бизнес-тренеры хорошо систематизируют все, чему ты нахрапом научился сам. В голове все выстраивается по полочкам.

Сначала курс  социальных предпринимателей вел замечательный бизнес-тренер Алексей Молчанов, потом в «Акселераторе» нас обучал бизнес-тренер, вице-президент бизнес-школы РСПП, Дмитрий Богданов с приглашенными бизнес-тренерами.

– И каков результат?

– В 2019 году мой доход благодаря «Акселератору» вырос на 40 процентов. Спасибо огромное за содействие трекеру Павлу Володину. Колоссальная результативность! Но если поначалу у нас были приглашенные с материка трекеры, то сейчас это и местные ребята, которые еще раньше прошли обучение и теперь сами могут выступать в этой роли.

Моим основным трекером в этом году была норильчанка  Евгения Гарнага, руководитель детского центра «Чудо-дети». Получился какой-то симбиоз, синергия. Когда два плюс два не четыре, а шесть. Очень позитивно и результативно. За время пребывания в акселерационной программе показатели моего бизнеса выросли – выручка увеличилась на 29,9 процента, а прибыль – на 36,4.

На автодроме

– Акселерационная программа была рассчитана не только на опытных предпринимателей, но и на стартаперов. Как вы оцениваете их возможности добиться успеха в Норильске?

– Что я хорошо усвоил: предпринимательство – это трезвый расчет. Человек должен отдавать себе отчет, стоит ли ему браться за этот проект или он будет убыточным. К примеру, ко мне приходят с горящими глазами начинающие: давай вот здесь денег заработаем! Я сразу вспоминаю уроки Алексея Молчанова, объясняю человеку: ты должен оценивать не просто свою прибыль, а сравнивать ее, например, с депозитом в банке.

Если ты открываешь бизнес, вкладывая, к примеру, десять миллионов рублей, и зарабатываешь при этом 100 тысяч рублей в месяц, то тогда лучше положить эти деньги в банк – те же деньги получишь, но без большого риска. Доход  должен быть как минимум в три-четыре раза больше, а иначе нет смысла. Бизнес должен быть хорошо просчитанным. Это я хорошо понял во время обучения, которое проводит «Норникель». Для меня реально открылся мир новых возможностей. 

– Вы проходили обучение три года подряд, а на инвестиционную сессию вышли впервые. Почему?

– Считал, что предприниматель должен сам зарабатывать, а не просить кредиты. Но сейчас моей автошколе потребовалось обновление автопарка. В позапрошлом году, когда благодаря «Акселератору» у меня улучшились показатели бизнеса, я смог поменять часть машин.

В этот раз я поставил перед собой цель выйти на инвестсессию, получить ссуду и завершить обновление автопарка. По моим расчетам, мне понадобится обновить еще восемь машин. «Автокурсы №1» жителям Норильска и Дудинки предлагают различные тарифы для обучения со свободным графиком, семь дней в неделю. Мои планы, если мне помогут, будут реализованы быстрее. И конечно же, я очень рад, что вошел в число тех, кому «Норникель» выделяет беспроцентную ссуду.

С детьми

– У вас никогда не было сожалений, что вы оставили стабильную работу в компании и ушли в свободное плавание?

– В жизни бывают разные моменты. Я думал об этом. С одной стороны, более целесообразно, оставаясь работать на предприятии, где есть стабильность, зарплата и связи, параллельно  открыть свое дело, создать денежный поток и, когда он окрепнет, уже полностью уйти в это дело. А с другой… Когда сжигаешь за собой все мосты и понимаешь, что другого выхода нет, то вынужден искать, пробовать разные варианты. Как та лягушка, которая, попав в банку со сметаной, взбивает масло. Самое главное – верить в себя и никогда не сдаваться.

Дочери Виталия Полина и Весна окончили его автошколу. Сын Пересвет сейчас учится

– Семья вас поддерживает?

– Не просто поддерживает – участвует в процессе. Моя жена начала мне помогать. Со временем, когда она стала лучше во всем разбираться, стала моим заместителем. Вторая из наших дочерей, по имени Весна, окончив школу, помогает в автошколе администратором. Старшая учится в институте, а младшие тоже приходят, помогают что-то делать на компьютере. Так что теперь автошкола у нас семейное дело. И в автошколе всегда Весна, позитив и хорошее настроение.

Ранее в рубрике «Возможно для Севера» мы рассказывали о предпринимательнице Татьяне Болотновой, которая открыла в Норильске магазин для кондитеров.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Елена Попова

Фото: личный архив Виталия Андреева

08 июня, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности