12+

«Неосуществимые проекты – это не ко мне»

26 октября 2021, 17:10

Роман Гранов рассказал о собственном опыте предпринимательства в Норильске.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Социальные стартапы сегодня возникают практически в любой сфере человеческой деятельности. Хотя было бы ошибкой думать, что концепцию социального предпринимательства придумали лишь в третьем тысячелетии. Идея использования инноваций и инструментов бизнеса для улучшения жизни стара как мир. Об этом наш разговор с очередным героем рубрики «Возможно для Севера» – руководителем Клуба социальных предпринимателей Романом Грановым.

– Роман, расскажите, как вы пришли в бизнес?

– У меня высшее экономическое образование. Я окончил Норильский филиал Кисловодского  института экономики и права, после чего пять лет проработал в Федеральном казначействе. Дослужился до старшего казначея административного отдела. Но в итоге решил уйти в свободное плавание. Хотя был совсем зеленый в сфере коммерции.

– Что или кто повлиял?

– Так получилось, что один из норильских предпринимателей предложил мне и моему брату попробовать реализовать его бизнес-идею. Затея не удалась – произошел конфликт интересов. Хотя спустя пять лет я понял, что мой условный наставник дал мне тогда даже больше, чем сам того желал. Опыт я получил колоссальнейший! Произошла смена сферы деятельности. Это IT-аутсорсинг – обслуживание цифровой инфраструктуры клиентов и написание программ на платформе «1С». Это до сих пор помогает зарабатывать нам на хлеб насущный.

– Хотя в Норильске вы больше известны как владелец кафе мороженого «Баскин Роббинс».

– Франшизу эту я приобрел чуть позже. Но, к сожалению, дела с продажей детишкам и их родителям мороженого шли трудно. Поэтому, когда мне предложили пройти обучение социальному предпринимательству, организованное «Норникелем» в 2014 году, долго не размышлял – я стремлюсь запрыгнуть в любое окно возможностей, которое передо мной открывается.

– Что дало это обучение?

– Это было первое погружение в бизнес, разложенное по полочкам. Мы вместе с братом прорабатывали проект «Золотая жила», который сейчас, по моему мнению, был бы очень актуален. В его основе – создание в Норильске цеха, где полиэтиленовые пакеты и бутылки можно было бы перерабатывать в пластиковые гранулы, а затем отправлять их на завод по изготовлению пластиковых изделий.

Всем наша идея очень понравилась. Мы дошли до финала. Управление имущества администрации города даже предложило нам кусочек земли возле никелевого завода, в тот момент еще активно работавшего. Мы могли там разместиться со своей линией. Но денег инвесторы в итоге не дали, чему я сейчас рад, потому что понимаю: проект, который мы просчитывали, был экономически слишком амбициозен.

– И какой социальный бизнес в итоге у вас родился после обучения?

– У меня нет социального бизнеса в классическом его понимании. Понятно, что мы можем говорить:  любой бизнес социальный, потому что он про людей и для людей. Но это все же не совсем моя история. Основной вид деятельности для меня как для предпринимателя – это разработка, консультирование, сопровождение, консалтинг, аудит и автоматизация бизнес-процессов на базе платформы «1С».

А второе направление по-прежнему связано с «Баскин Роббинс», хотя само кафе из-за нерентабельности пришлось закрыть. Теперь мы возим мороженое не коробочками, а контейнерами. Это оптовые продажи магазинам: мы укрупнились. Кроме того, с сентября 2021 года мы вместе с моей спутницей жизни открыли совместное предприятие – кафе «В гости». Оно отражает наши жизненные ценности – осознанное потребление, вторичное использование, к примеру, бывших в употреблении вещей, мебельные конструкции из грузовых паллет, отказ от бумажных чеков. В скором времени мы будем также принимать от наших посетителей пластиковую тару для дальнейшей переработки.

– Бизнес с акцентом на экологичность? Вы прорабатывали этот проект на следующих курсах социального предпринимательства? Вас можно было увидеть в числе слушателей и на второй, и на третий год…

– Все, чем может поделиться с жителями города «Норникель», я готов взять на вооружение. Практически все, что компания делает, полезно. Почему я пошел обучаться на второй год? Мне хотелось обновить эту историю, задать новые вопросы. Понятно, что скелет обучающей программы оставался прежним, но вся архитектура тела проекта с каждым годом менялась. Она напитывалась свежей, обновленной информацией.

Во время обучения, что еще важно, происходит фильтрование идей, когда ты отчетливо понимаешь: твой бизнес либо несвоевременный, либо он вообще не нужен, либо им лучше заняться позднее, оставив эту идею в сундучке до лучших времен. Спустя три года обучения, к слову, я стал наставником, или ментором, для других людей, потому что сам начал в этом более-менее разбираться. Сама суть социального предпринимательства мне близка. Причем не на уровне терминов и теории, а на уровне практики.

Сегодня я являюсь наставником, корпоративным волонтером компании, обязательно участвую в благотворительных акциях. И никогда не отказываюсь выслушать человека, даже если его идея и кажется мне нежизнеспособной. Если решу, что диалог возможен, – предложу свою помощь. Неосуществимые проекты – точно не ко мне.

– Несколько лет назад вы участвовали в качестве спикера на Межрегиональном слете социальных предпринимателей Северо-Западного региона России. Когда в Норильске появился Клуб социальных предпринимателей, вы стали его руководителем…   

– Я считаю, предприниматели не должны вариться в собственном соку. Для саморазвития и роста им необходимо общение: друг с другом, с заказчиками, с инвесторами. Это обмен опытом и поиск заинтересованных людей, возможность пригласить новых коллег в свои команды, зарядиться положительными эмоциями и идеями.

В Клубе социальных предпринимателей мы начали активно взаимодействовать друг с другом. Потом появилась «Школа наставников», где впоследствии я занял и продолжаю занимать определенное место. В чем суть? К стартаперу мы прикрепляем наставников, которые на своем примере показывают, как надо управлять бизнесом. Что правильно, а что нет. Что надо делать, а что не надо. В некоторых случаях приходится откровенно говорить, что вот эта идея не будет работать. Хотя не все готовы это принять.

– С вашей точки зрения, в Норильске за годы появилось социальное предпринимательство?

– Да, появилось. Хотя речь не о том явлении, какое было установлено в 2019 году на законодательном уровне. Государством определены совершенно иные условия, чтобы тебя признали социальным предпринимателем. К счастью, «Норникель» не проявляет жесткой категоричности в этом вопросе. И это греет.

Каждый из нас понимает: пусть ты напрямую не помогаешь инвалидам или детям-сиротам, но тем не менее ты даешь какие-то социальные блага обществу, которых в городе до тебя, возможно, не было. Понятно, что пул людей, которым ты помогаешь, может быть ничтожен, и тем не менее это конкретные люди. У них есть конкретные проблемы, которые ты решаешь. И это здорово.

А в случае если бы мы пошли по пути, закрепленному в законодательстве, эти люди были бы не охвачены. Возможно, они не смогли бы даже за деньги воспользоваться тем, что им действительно нужно.

– В этом году вы прошли обучение в «Школе трекеров», организованной «Норникелем». Что это вам дало?

– Трекерство вошло в мою жизнь так же прочно, как и наставничество. Хотя они кардинально отличаются друг от друга. Я бы сказал, трекерство – это суперволшебный толчок, который за очень короткий промежуток времени заставляет предпринимателя либо действительно достичь результатов, либо окончательно отказаться от бизнес-идеи.

Все очень конкретно: про сроки, про деньги и про поставленные цели. В то время как наставник говорит стартаперу о своем опыте: это я делал бы, а это – нет, у трекера немного другая задача: практически погрузить своего подопечного в нервозную ситуацию. Так, как будто завтра у него выпускной экзамен. Причем экзамен, который происходит практически каждую неделю. И в таком стрессовом состоянии у предпринимателя либо открывается второе дыхание, либо он отказывается от проекта. Но в большинстве случаев люди реально достигают  результатов.

«Акселератор социальных бизнес-идей», который «Норникель» запустил незадолго до пандемии, тоже был нацелен на это?

– Практика показала: действующие проекты, которые уже заручились поддержкой в рамках курса «Социальное предпринимательство» и проработали год-два, иногда сталкиваются с теми или иными трудностями. Потому что развиваться самостоятельно не у всех хватает сил. А иногда рвения, желания, компетенций. «Акселератор» позволил подтолкнуть их. Это курс помощи, когда наставник ставит бизнесменам тактические задачи на каждую рабочую неделю, и, выполняя их, они развивают свое дело.

А другой бонус программы – «Акселератор» позволяет понять: достиг ты потолка или можешь развиваться дальше. Это очень важный фильтр, потому что у каждого бизнеса либо есть свой масштаб, возможности тиражирования, точки роста, либо их нет.

– Как в условиях пандемии «Норникель» помогал предпринимателям?

– «Норникель» помог гораздо больше, чем кто бы то ни был. Не хочу делать никаких оценок, и тем не менее это факт. Поддержка была колоссальная! Я говорю и про реальные деньги, и про информационную составляющую. Людям, принявшим это решение, надо отдать должное. Они попали в потребность и в ценности тех, кому эту помощь оказывали.

Например, я как оператор участвовал в выдаче средств индивидуальной защиты предпринимателям. Бизнес рукоплескал компании, потому что статьи расходов обеспечением СИЗ в частных структурах пошли на сохранение рабочих мест. Компенсация грузоперевозок – вообще беспрецедентная поддержка, которую до сих пор все тепло вспоминают.

От канцелярского магазина, в котором владелица – женщина преклонного возраста, работающая в этой сфере уже 40 лет, до крупного предпринимателя, который завозит в город стройматериалы контейнерами. Да, компенсация составляла только половину стоимости доставки, но Норильск в плане логистики настолько сложен… Иногда товар стоит пять рублей, а доставить его сюда – семь рублей. А это сразу, как вы понимаете, отражается и на ценах, которые мы видим на полках в магазинах, и на стоимости услуг. В итоге помощь компании позволила если не сохранить допандемийный уровень, то хотя бы не взорвать рынок ценами, которые стали бы неподъемными для горожан.

– Если будут еще какие-то обучающие программы для бизнеса от «Норникеля», видите для себя смысл в них участвовать?

– Обучение свое и свой рост я никоим образом прекращать не стану. Не думаю, что я достиг всего, чего хотел бы или могу. Тем более что мы стоим на пороге технологических перемен. Каждые полгода происходит появление нового продукта, нового рынка, новых инструментов продаж.

Самостоятельно постичь все это невозможно. Будем откровенны: даже времени на самостоятельное обучение нет. Да, мы читаем книги и бизнес-издания, нам нравятся определенные авторы. Но выводы, которые мы делаем исходя из своего предпринимательского опыта, не всегда бывают верными. Если я слышу несколько точек зрения об одной и той же истории и они совпадают с моей – это прекрасно. Значит, я правильно понял эту историю. А если они разные – я готов к обсуждению и буду брать на вооружение только проверенные новинки.

В предыдущих выпусках рубрики «Возможно для Севера» мы рассказывали о необычном магазинчике Shandy-Candy и предпринимателях, которым удается не только сохранить социальный бизнес в пандемию, но и развивать его.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Елена Попова

Фото: личный архив Романа Гранова

26 октября, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности