12+

Мотюмяку Турдагин на своих работах вместе с подписью часто изображал идолков

09 апреля 2021, 11:55

Изображение одновременно было оберегом и знаком мастера.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Редакция ставит на паузу проект «Артефакты», рассказывающий об уникальных предметах  и коллекциях местных музеев. Последний весенний сюжет из фондов Музея Норильска и Таймырского дома народного творчества посвящен уникальному наследию Мотюмяку Турдагина.

На охоту

Коллекцию турдагинских рисунков и акварелей для финала проекта предложил Дмитрий Шебалков, куратор «Артефактов» от Музея Норильска.

Дмитрий Шебалков и работа Мотюмяку Турдагина «Следопыт»

По словам заведующего отделом хранения музея, когда восемь лет назад он знакомился с фондами, то на него самое сильное впечатление произвели подлинники рисунков и акварелей Мотюмяку Турдагина:

«Мне встречались в альбомах и журналах репродукции его работ. Но только увидев всю коллекцию музея, я осознал, какой это художник и какой богатейший материал для изучения этносов Таймыра он оставил. Здесь и быт, и традиции, и мировоззрение маленького самобытного народа – нганасан, его философия и сакральность».

Сушка погребальных вещей

Сакральным творчество Мотюмяку Турдагина называли еще при жизни художника. Впервые о таланте выпускника Волочанской школы заговорили после публикации его рисунков и литературных опытов в академическом издании трудов Института этнографии им. Миклухо-Маклая.

Книга вышла в 1960-м, когда Мотюмяку уже успел поучиться в Красноярском художественном училище (недолго: год или два) и вернуться домой в поселок Волочанка. В этот период молодого тундровика опекал очень известный в 60–70-е годы народный  художник РСФСР график Владимир Мешков. Именно Владимир Ильич первым назвал Мотюмяку художником от Бога, и с этого времени без эпитета «божественный» не обходился ни один вернисаж, ни одна публикация о Мотюмяку в газетах, журналах, книгах. Вот только вернисажей в жизни художника, а также рыбака, охотника, оленевода, «красночумовца», музейного сотрудника, отца большого семейства было не так уж много.

В раздумье

Первой можно считать выставку по итогам семинара графиков Крайнего Севера, организованного Мешковым в Норильске в 1974 году. А собственно персональный вернисаж случился в 1989-м в Дудинке, к полувековому юбилею, и в 1994-м – в Норильске.

Аргиш

 В сентябре 1994-го Мотюмяку Турдагину исполнилось 55 лет. К этой дате в Городском центре культуры открыли выставку, составленную из рисунков и акварелей мастера, датированных в основном этим же годом. Работы были выполнены Мотюмяку параллельно с реставрацией нганасанской одежды, которую в 1949 году для первой музейной экспозиции привез из авамской тундры начальник фотолаборатории комбината Аркадий Сорокин. 

Детское захоронение

Для презентации коллекции в проекте «Артефакты» сегодняшний хранитель музейных фондов выбрал два рисунка этой серии: «Детское захоронение» и «Следопыт».

 Тогда же были созданы «Гость пурги», «Просьба у духов», «Стойбище нганасан», «Долг Земле», «Жертвоприношение дочери воды», «Новый олень огня», «Чум роженицы», «Проводы в нижний мир», «Кормление идола», «Очищение после похорон», «Захоронение нганасанки».

Из названий следует то, о чем говорил Дмитрий Шебалков: художник в своем творчестве как бы проиллюстрировал материальную культуру и религиозные представления нганасан. Причем создавалось все без справочников и пособий. Возможно, Мотюмяку помогала коллекция нганасанской одежды, где были и экземпляры из ХIХ века. Воистину рукой художника тогда водили боги тундры.

Серия-1994 была не первой в Норильском музее. В 1985-м для экспозиции Дома Урванцева на Нулевом пикете, где был этнографический раздел, Турдагин по заказу Норильского комбината создал серию рисунков про счастливую жизнь нганасан в тундре.

В заготпункт

Из нее Дмитрий Шебалков особенно выделил композиции «Сушка погребальных вещей» и «В заготпункт». Красивые «сказочки», как называл их сам Мотюмяку, выполнены на отличном финском картоне, о котором в 1990-е годы приходилось только мечтать.

«Богатейший материал по изучению нганасан» дополняют несколько рисунков 1998 года. «В раздумье» и «На охоту» были созданы мастером в период его официального признания. В день 60-летия, 10 сентября 1999 года, народному мастеру и члену Союза художников России  выдали свидетельство о присвоении звания «Почетный гражданин Таймыра». За особые заслуги перед народами этой земли.

Портрет Мотюмяку Турдагина, выполненный норильским художником Юрием Афоновым

В собрании Музея Норильска сегодня хранятся 66 рисунков и акварелей Мотюмяку Турдагина. В последний раз почти всю коллекцию можно было увидеть осенью 2019 года в художественной галерее на выставке в честь 80-летия со дня рождения художника. В золотом фонде Таймырского дома народного творчества собрано более 150 работ.

О старинных латунных часах, трубках из бивня мамонта, бубне последнего нганасанского шамана и других уникальных предметах из местных музеев читайте в рубрике «Артефакты» по активной ссылке.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Валентина Вачаева

Фото: Музей Норильска и Таймырский дом народного творчества

09 апреля, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности