Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
ИА «Таймырский Телеграф»
22 апреля 2019, 16:30

В «Норильскникельремонте» прошел конкурс профмастерства на звание лучшего инженера-наладчика

В «Норильскникельремонте» прошел конкурс профмастерства на звание лучшего инженера-наладчика

Фото: предоставлено "ННР"

Призерами стали представители «Норильскшахтсервиса» и «Норильскэнергоремонта».

В «Норильскникельремонте» прошел конкурс профмастерства на звание лучшего инженера-наладчика

#НОРИЛЬСК "Таймырский Телеграф" – Конкурс для «ННР» был необычный: колеса никто не менял, электрические схемы не собирал, действие происходило за партами в учебном классе, даже практическая часть – разработка электрической принципиальной схемы автоматизации промышленной установки.

Участников нынешнего конкурса в «ННР» называют белой костью и белыми воротничками. Это инженеры-наладчики. Их задача – моментально поставить диагноз сломавшемуся механизму и тщательно подготовить к пуску сложнейшее оборудование.

«На данный момент у нас в управлении ремонтируется самоходная импортная техника, управляемая электроникой, – рассказал начальник механо-энергетической службы Специализированного шахторемонтного управления, он же член конкурсной комиссии Дмитрий Анпилов. – Все системы завязаны на блоках управления, проще говоря, это бортовые компьютеры, увеличивающие безопасность эксплуатации машин. Если какой-то компонент этой электронной системы дает сбой, даже периферийный датчик, машина не функционирует».

Что делать, например, если на подземной трассе встала посреди дороги машина со взрывчаткой? Водитель находит ближайший телефон, звонит на ремонтную базу и ждет инженера-наладчика. Тот появляется, вооруженный ноутбуком с программным обеспечением. При помощи такого «сканера» выясняется, что случилось.

«Найти неполадку одно, – поясняет Анпилов, – нужно еще понять, что с этим датчиком: его заело, попал мусор, где-то идет короткое замыкание или что-то еще. 90 процентов временных затрат электротехнического персонала уходит именно на поиск неисправности. Для этого нужны высокая квалификация, образование и, конечно, опыт работы, потому что техника разных производителей имеет свои особенности».

В обществе «Норильскникельремонт» тратятся немалые деньги на обучение инженеров-наладчиков, работает система наставничества. Нынешний, пока единственный в своем роде, конкурс призван напомнить о значимости этой профессии, представители которой на самом деле не всегда такие уж «белые и чистые». Рабочая техника, с которой они имеют дело, по определению не может быть чистой.

Специфика работы инженеров-наладчиков из РСМТ «Норильскэнергоремонт» несколько иная, рассказал член конкурсной комиссии начальник пусконаладочного управления РМСТ «НЭР» Виталий Кузьменко. Это суперэлектрики, работающие в поле, а не в кабинете, пояснил он. Их задача – наладка и испытание электрооборудования. Если остановился кран или вышло из строя оборудование на подстанции, тоже зовут их. Когда речь идет о частотных преобразователях, в их руках тот самый ноутбук-сканер, но часто – обычная отвертка, чтобы что-то подкрутить, подрегулировать. Наладчики постоянно повышают квалификацию, подчеркнул Кузьменко:

«Они часто выезжают в учебные командировки – в Москву, Санкт-Петербург, каждый по своему оборудованию. У нас аттестованный народ, обученный. Сертификаты есть, немецкие даже, из Европы, в частности компании «Сименс», – серьезные документы, дающие право на определенные виды работ. «Норникелю» важно иметь своих собственных специалистов, всегда надо, чтобы что-то работало еще вчера, и мы с этим справляемся».

Подъемные комплексы и вспомогательное оборудование на рудниках – те объекты, за которые отвечают инженеры-наладчики треста «Норильскшахтсервис», пояснил представитель этого структурного подразделения председатель конкурсной комиссии инженер-программист Леонид Бабанов. Главная задача – наладка, проверка механизмов перед пуском:

«Мертвым грузом стояла груда металла, люди начинают работать, проверять ее на соответствие техническим требованиям, и вот – груда превращается в рабочую машину! Наладчики первые, кто видят, как установка начинает работать. Уровень ответственности и опасности достаточно высокий. Поэтому мы сами проводим обучение новичков, в тресте есть хорошая подготовительная база, учебный класс».

Участники конкурса сдают свои принципиальные схемы, а Леонид Бабанов заключает:

«Профессия очень интересная. Она находится на стыке электрики-электроники и программирования, каких-то вычислительных вещей, потому что современные подъемные комплексы – это в первую очередь логика управления. Подъемные комплексы имеют не только большой двигатель, большие силовые агрегаты, но еще и достаточно сложный математический аппарат, который всем этим управляет. Специалист по наладке должен хорошо разбираться в той математике, которая заложена в установку. Есть более сложные вещи: например, определение местоположения сосуда в стволе. У нас есть полтора километра пути, 40 тонн металла (груженый скип) «летит» по нему со скоростью 50 километров в час – при выполнении работ по пусковой наладке мы проверяем, чтобы эти 40 тонн «летали правильно».

После подсчета баллов конкурсная комиссия выносит свой вердикт: 1-е место как раз у представителя треста «Норильскшахтсервис» Анатолия Соловьева, на 2-м и 3-м – Алексей Инкин и Антон Петухов из РМСТ «Норильскэнергоремонт». Алексей Инкин отмечен также в номинации «Лучшее техническое решение», поскольку лучше других справился с практической задачей и предоставил наиболее точное и лаконичное решение задания.


Читайте также

Фоторепортажи