#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Нганасаны – один из коренных народов Таймыра. Проживают они в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая. В первой части нашего материала мы рассказывали о традициях и обычаях народа ня, а сегодня вы узнаете еще несколько интересных фактов.

1. Традиционной для нганасан религией считается анимистический пантеизм, шаманизм. Нганасаны верят в существование духов хранителей, которые делятся на женские и мужские. Например, к женским относится Мать воды – Быды-нямы, Мать земли – Моу-нямы и другие. В свою очередь мужской дух Дейба-нгуо является главным покровителем нганасан, культурным героем.
Примерно в 1639 году начались попытки христианизации нганасан, которые потерпели неудачу. В 1834 году удалось крестить только десять процентов народа, остальные же до сих пор исповедуют свою древнюю религию.

2. У нгансан, как и у любого народа, издревле существовали национальные праздники. Некоторые из них потомки древнего народа уже не используют, например «Мадуся» – праздник чистого чума. Проводили его, когда солнце появлялось после полярной ночи. Строился особый чум, в котором от двух до девяти дней с утра до вечера шаман просил у божеств благополучия для всего народа в предстоящем году. Во время праздника около «чистого чума» происходили пляски и игры молодежи.
«Такие праздники, как День оленевода, День рыбака, мы проводим в Волочанке совместно с остальными этносами, но что касается «Чистого чума», то современные нганасаны, к сожалению, его уже не празднуют», – поделился с «Таймырским телеграфом» член координационного совета общественной организации «Союз нганасан» Алексей Чунанчар.

3. Зачастую можно услышать фразу «Если исчезнет язык, то исчезнет нация». На сегодняшний день нганасанским языком владеет лишь старшее поколение. Но в некоторых школах полуострова преподают язык и сегодня.
«В Волочанке и в Усть-Аваме с детского сада по девятый класс изучают родной язык, есть даже азбука, но в Дудинке такого нет. Зачастую молодежь боится разговаривать на нганасанском, потому что у них есть страх допустить ошибку, произнести что-то неправильно. Безусловно, от этого страха нужно избавляться», – сказал Алексей Чунанчар.

Примечательно, что нганасанский язык характеризуется сложными морфонологическими правилами: это двойная система чередования согласных, двойная система гармонии гласных. Ударение ставится на предпоследнем слоге. Существительные изменяются по трем числам, семи падежам и отличаются суффиксами для обозначения категории принадлежности. Глаголы согласуются в лице и числе и изменяются по трем типам спряжения (в зависимости от степени определенности объекта).

При всех сложностях, отмечает Алексей Чунанчар, главное – желание в изучении родного языка, а все остальное приходит с практикой:
«Важно, чтобы в Дудинке было больше преподавателей, которые преподавали бы не только детям, но и взрослым, потому что есть те, кто не разговаривает, но понимает. Для сохранения языка и культуры нужно также проводить национальные праздники, где люди смогут общаться на своем родном языке».
В предыдущих публикациях цикла «Цифры и факты» мы рассказывали о первых новорожденных в 2021 году. Например, в Дудинке за новогодние праздники родились пять малышей.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram
Екатерина Елканова
Фото: Союз нганасан и архив редакции