#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
Самые колоритные снимки из жизни нганасан сороковых-пятидесятых годов прошлого века принадлежат знаменитому Аркадию Сорокину. Недоучившийся во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские) художник до Норильска заведовал иллюстративно-художественным отделом редакции «Известий». Дружил с Львом Кассилем, Михаилом Кольцовым, Алексеем Гарри, чьи очерки иллюстрировал в газете. С одним из них, Гарри, он встретился в конце 1930-х в Норильлаге, куда был отправлен после ареста в 1937-м по пресловутой 58-й статье. Здесь Аркадия Сорокина использовали по профилю, поручив ему организацию фотолаборатории «для сбора фотодокументального материала по истории строительства комбината».
Одной из задач, стоявших перед фотолабораторией, была иллюстрация фотоснимками геологического музея, с которого начинался будущий Музей Норильска. Так появились самые известные фотографии Сорокина из жизни нганасан, сделанные им во время поездки в один из нганасанских колхозов.
В Авамском районе их было два: один имени Шмидта с центром на реке Хете в устье Боганиды и другой на реке Авам близ ее устья. Случившаяся к этому времени коллективизация мало отразилась на укладе жизни этого самобытного народа, хотя постановочный кадр «В столовой» вроде бы должен свидетельствовать об обратном.
Однако снимки – «Нганасанский чум» и «У балка» – возвращают все на свои места. На фотографиях можно в подробностях рассмотреть и лица, и одежду хозяев чума, его убранство и передвижной балок, на фоне которого сняты отец с сыном.
Большой радостью в нганасанской семье считалось рождение ребенка. Его клали в люльку, которую должен был изготовить отец. Стенки расписывали черными и красными линиями. К устроенному в изголовье обручу подвешивались медные пуговицы, бляхи, цепочки. Малыша заворачивали в меховой конвертик и никогда не мыли. Имя ребенок получал не сразу, и чаще всего оно было связано с каким-то событием. Скорее всего, «Ребенок в люльке» Аркадия Сорокина на момент съемки был еще безымянным.
Другие материалы нашего фотопроекта «Автографы истории» смотрите по активной ссылке.
Варвара Сосновская, архив Заполярного филиала «Норникеля»