#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – 8 октября 1942 года в Норильске подписали интересный исторический документ – временную инструкцию по проектированию промышленных предприятий в военное время. Она, с одной стороны, существенно упрощала работу строителей в условиях непростого военного времени, а с другой – осложняла дальнейшую эксплуатацию построек.
Например, при строительстве допускали отступления от санитарных, противопожарных и других норм или разрешали сдавать объекты по частям. При этом запрещали устройство асфальтовых тротуаров, внутреннюю и наружную штукатурку помещений и зданий.
Более того, предписывалось «исключить из планов строительства заводоуправления, школы, клубы, кино и другие культурно-бытовые учреждения», а жилые дома строить только малоэтажные и с печным отоплением.
Что интересно, в этот же самый день на совещании актива комбината выступил заместителя наркома внутренних дел Авраамий Завенягин (и в прошлом – директор строительства комбината), который говорил совершенно противоположные вещи:
«У некоторых работников Норильского комбината имеется неправильное представление: кое-какие вещи они склонны толковать как излишество, комфорт, как вещи, которые во время войны делать не следовало бы. Мне говорили недавно, было собрание, где говорили, что тратить средства на штукатурку во время войны – комфорт. Совершенно неверно. Такой подход на самом деле является бескультурьем: на вид кажется дешевле, а ведет к большим расходам. Всякая неряшливость, захламленность, недоделки вызывают большие расходы. Город мы строим, но надо строить быстрее. К концу будущего года уже будет серьезный поселок с хорошими домами, рядом первоклассных улиц…».
Видимо, благодаря такой точке зрения авторитетного в Норильске Завенягина во время войны, несмотря на запреты, сдали ДИТР – Дом инженерно-технических работников, самое красивое здание 1940-х в Норильске, строили стадион «Динамо», оборудовали малый спортзал. Также появилась лыжная база, стрелковый тир и лодочная станция.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, почему в Заполярье так и не прижились электровозы.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»