12+

В Норильске прошел концерт «Сказки по нотам»

09 апреля 2025, 14:50

Впервые на сцене норильской «Маяковки» выступил Государственный симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Музыканты оркестра, его дирижер Федор Безносиков, режиссер Виктор Рыжаков, актеры Юлия Хлынина и Евгений Цыганов, а также ведущий и музыковед Ярослав Тимофеев погрузили норильчан в мир музыки и сказок.

Зритель проживал непростые моменты вместе с Петром Чайковским и музыкальными зарисовками из «Щелкунчика». Публика проходила трансформации с Игорем Стравинским и героями из сказки о беглом солдате и черте. И над всем этим царила музыка.

В зрительном зале практически не было свободных мест. Уже с третьим звонком публика затихла и замерла в ожидании.

«У сказки и музыки довольно много точек пересечения. Сказка и музыка иносказательно говорят о самом важном для человека. В сказке и музыке присутствует элемент чуда. На концерте мы услышим две блистательные музыкальные сказки, созданные двумя гениями русской музыки: Чайковским и Стравинским. К сожалению, им не довелось познакомиться, но однажды Стравинский, которому тогда было 11 лет, шел с мамой по Петербургу, и вдруг мама ему сказала: «Смотри, Игорь, это Чайковский». Ту мимолетную встречу Стравинский запомнил на всю жизнь, и в будущем Чайковский стал его кумиром», – рассказал Ярослав Тимофеев.

Небольшой экскурс в историю создания музыкальных произведений Петром Чайковским и Игорем Стравинским, напоминание о сюжетах сказок и об их героях настраивало зрителя на погружение в сказку по нотам, и, едва услышав знакомую или не очень мелодию, рождался образ героя произведения, представление о его характере, внешности и даже жизненном предназначении.

«Щелкунчик» – последний театральный проект в жизни Чайковского. В один вечер с «Щелкунчиком» была представлена новая опера композитора «Иоланта». Между двумя половинками этого спектакля есть тонкие, но очень важные связи. Иоланта – принцесса, которая слепа от рождения. Хотя в конце оперы она прозреет. Чайковский показывает нам, что даже незрячей она является полноценным, прекрасным человеком. «Иоланта» – это первая опера, в которой человек с ограниченными возможностями показан как человек с неограниченными возможностями. Щелкунчик – это смешная и нелепая игрушка, которая особо никому не нужна. Благодаря любви героини Клары Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Опера и балет – это история о людях, которые не такие, как все, люди, обиженные судьбой. Чайковский – романтик, и, как любой романтик, он пишет про себя самого, человека со сложной, хрупкой психикой. Чайковский – один из первых композиторов, кто начал рассказывать о людях с особенностями», – пояснил Ярослав Тимофеев.

В «Сказках по нотам» завораживала не только прекрасная музыка, но и эмоции и движения самих музыкантов и дирижера. Казалось, что они танцевали какой-то свой танец. Плавность музыки и движений сменялись резкостью ритма и пластики. Синхронность работы коллектива завораживала, а симбиоз музыки и заданной темы рождал образы.

Совсем иной стала вторая часть концерта, когда на сцене осталось всего семь музыкантов и появились чтецы: Виктор Рыжаков, Евгений Цыганов и Юлия Хлынина. И в этот раз звучала музыка Стравинского образца 1918 года.

«Сказка о солдате» – произведение хоть и менее популярное, чем «Щелкунчик», но тоже культовое. Существует множество разных версий и записей этого сочинения. В одной из версий роль солдата исполнил Стинг, другую версию создал Роджерс Уолтерс – лидер группы Pink Floyd. В этот раз мы услышим версию, специально созданную для проекта московской филармонии «Весь Стравинский», который предполагает исполнение абсолютно всех сочинений Игоря Стравинского на протяжении семи лет. Постановщик Виктор Рыжаков, видеограф Владимир Гусев и специально для нашего проекта поэт Михаил Савченко выполнили новый перевод с французского», – пояснил Ярослав Тимофеев.

У Стравинского непросто отличить счастье от несчастья и добро от зла. Во время создания сказки композитор переживал непростые времена. Он в буквальном смысле оказался на мели, умерла его любимая няня, погиб брат. В этот период и родилась идея написать пьесу о солдате.

«Стравинский собрал камерный ансамбль из семи исполнителей. Причем из каждой группы он выбрал инструмент с самым высоким и самым низким звучанием. Главные в пьесе – ударные и скрипка. Скрипка – это душа солдата, а барабаны являются символом черта. Хотя обычно наоборот: барабаны ассоциируются с воинской службой, а скрипка с дьяволом. В этой музыке доминирует марш, но звучат и другие мелодии: русские напевы, вальс, танго, пасодобль и даже немного рэпа. Временами будет казаться, что оркестр играет нескладно – это намеренный эффект», – добавляет Ярослав Тимофеев.

По словам ведущего «Сказка о солдате» – это история об основных занятиях мужчины: неумеренном употреблении алкоголя и еды, тяге к богатству и стремлении делать карьеру и быть на вершине власти, желании странствовать, игромании, а именно игре в карты, жажде жениться и обязательно по любви. А в конце своего жизненного пути мужчина мечтает вернуться на родину и снова увидеть маму.

Еще один мотив, который застрагивается в пьесе, – это дезертирство. Учитывая, в какие непростые времена была написана пьеса и как складывалась солдатская жизнь большинства мужчин, многие из них искали способы избежать военной службы, и ради этого люди были готовы на все. В том числе и заключить сделку с дьяволом.Previous

Музыкальные зарисовки перемежаются с монологами чтецов, которые иногда диссонируют и в то же время гармонично вплетаются в музыкальную канву. Интересно, что роль черта сыграла женщина и в этом в какой-то степени проявилась двойственность этого персонажа, его противоречивость.

«Я представляю образ черта. Сначала такая роль для меня была неожиданной, но потом режиссер объяснил, что это такая стихия, и женщине, наверное, свойственно быть такой стихийной, страстной и искушающей. Но в финале концерта есть момент, который дает мне и зрителям надежду… Это очень символическая история», – рассказала актриса Юлия Хлынина.

Концерт завершился овациями. Благодарные норильчане долго не хотели отпускать артистов со сцены и раз за разом вызывали на бис.

Напомним, что «Норильские сезоны» проходят при поддержке «Норникеля» и являются частью масштабной череды мероприятий, посвященных 90-летию компании».

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Мария Санина

Фото: Николай Щипко

09 апреля, 2025

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности