#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В далеком 1930 году журнал «Сибирские огни» опубликовал очень интересную статью «Кино среди народов Севера» о том, как на Таймыр пришло кино. Первые кинопередвижки почти год кочевали по енисейскому Заполярью и действительно несли «искусство в массы». Интересно, что в заметке упоминается и Норильск. Только назвали его «Нарымском» – такое написание встречалось в начале прошлого века в редких публикациях о наших краях. А рядом можно увидеть «Норильский колхоз имени Красной армии» – он находился в станке Норильском, который позже стали называть станок Часовня. Ниже – полный текст этого удивительного свидетельства времени.

«В киноработе среди сибирских нацменьшинств слабым участком является кинообслуживание народностей сибирского Севера. В частности, кинофикация Туруханского края находится еще в зародышевом состоянии. Сейчас работают только передвижки Дудинского интеграла и стационарные установки в Туруханске, Ворогове и Имбатском. Но все эти четыре киноединицы работают плохо и с большими перерывами из-за отсутствия картин и ремонта.

С целью выяснения возможностей дальнейшего развития кинофикации Туруханского края в июле прошлого года туда были посланы две кинопередвижки. Киномеханики сибирского отделения «Союзкино» Фомин и Клюев проработали на Севере около года. Первая передвижка Фомина работала по маршруту Енисейск – Назимово – Ярцево – Ворогово – населенные пункты по Подкаменной Тунгуске – Верхнеимбатск – Туруханск – Игарка – Дудинка – Нарымск и по Хатангскому тракту до Лабаза. Вторая: от Дудинки в низовьях Енисея – Усть-Енисейский порт – Толстый нос – Островки. Кинопередвижки обслужили более 11 тысяч человек русского населения и свыше 1400 туземного (самоеды, остяки, тунгусы, юраки и другие), семь туземных и 28 русских охотопромысловых коллективов, в том числе и «Норильский колхоз имени Красной армии».

Эта почти годичная засылка кинопередвижек в Туруханский край носила опытно-рекогносцировочный характер и в общем дала положительные результаты (за исключением, конечно, коммерческой стороны).
Механики в населенных пунктах устроили около 40 докладов о международном положении, о пятилетнем плане и провели свыше 300 бесед на политические и хозяйственные темы. Велась агитработа по распространению займа индустриализации.
Туземное население в особенно отдаленных местах встречало кино испуганными возгласами: «Великий шаман приехал! Беда какая!» Но после разъяснений туземцы помогали натягивать экран на хореи (шесты, которыми управляют и погоняют оленей) и с огромным любопытством следили за демонстрируемыми фильмами (особенно за кинохроникой).

Но стоило лишь (в игровых фильмах) на экране показаться целующейся паре, как среди зрителей поднимался переполох: «грех какой!» – и туземцы-мужчины отгоняли женщин от экрана. Большой фурор среди тунгусов произвел фильм «В тайгу за метеоритом», особенно когда зрители узнали своих сородичей, заснятых с экспедицией проф. Кулика.
Самое важное в этих экспедициях – строгий подбор хороших, крепких фильмов. Вот чем были снабжены (Красноярским агентством Союзкино) эти передвижки: «Везде и всегда неграмотному беда» (комедия-агитка, принимаемая русским и туземным зрителем лучше всех остальных фильмов), «В тайгу за метеоритом», «Дело Тариэле Маклавадзе» (халтурный фильм, который пришлось отослать обратно, так как его никто не хотел смотреть), «Два дня» и «Леон Кутюрье» (психологические драмы из эпохи гражданской войны), «Под властью Адата» (неудачный пример антирелигиозного фильма, особенно для туземцев Севера), четыре номера «Совкино-журнала», и самым приемлемым фильмом был только «Цемент».
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали, как снег душил строительство Норильска.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»