12+

Символ Норильска и всей Арктики – белый медведь

29 августа 2022, 14:10

История местной медведицы Айки подсказала норильчанке идею витража в технике фьюзинг.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «ТТ» продолжает цикл публикаций об участниках корпоративного конкурса «Норникеля» «Корпорация звезд». Надежда Бабкина, ведущий специалист отдела выпуска проектов и архивирования документации института «Норильскпроект», представила на конкурс витраж, выполненный в технике фьюзинг.

Надежда Бабкина

Главной темой конкурса в этом году стала защита Арктики. А значит, и ее обитателей. Символ Норильска и всей Арктики – белый медведь. Причем у северного города – вполне конкретный: медведица Айка. Одноименную витражную работу норильчанки Надежды Бабкиной отметили в «Корпорации звезд – 2022».

В Норильске есть две скульптуры медведицы Айки в натуральную величину: одна украшает газон на улице Орджоникидзе, другая стоит у спортхолла «Айка»

Полгода назад мы уже рассказывали о Надежде – тогда она представила на конкурс прошлого года «Царскую ягоду» – витражную картину с изображением морошки, выполненную в технике тиффани. Это техника, позволяющая выполнять витражи в объеме.

По технологии тиффани из цветного стекла вручную нарезают фрагменты будущего витражного изображения. Края аккуратно обрабатывают, смазывают клеем и оборачивают узкой лентой из тонкой медной фольги. Затем фрагменты спаивают друг с другом в местах стыка оловянным припоем. Швы тонируют специальными препаратами. Витраж тиффани практически полностью монолитен и буквально с расстояния метра воспринимается как цельная картина.

Но больше всего тогда нас поразила сама автор картины, Надежда. Яркая, энергичная, интересующаяся – кажется, она не умеет скучать. Да и когда, если вокруг столько интересного? Все лето, например, в ее социальных сетях появлялись красивые фото местной природы.

«Все три месяца меня толком не было дома, хотя из Норильска не улетала, – смеется героиня. – Тундра – это чудо. Каждый год мы бываем на Ламе, кстати, недавно опять только вернулись, у нас изба на Листвянке. Выезжаешь в выходные за город, потом и работается легче – будто из отпуска приехал».

На ее фотографиях – налитая брусника, разноцветный тундровый лист и местные кобальтово-синие озера. Отсюда и вдохновение, уверена она. Тем более когда тема конкурса – о Севере и его природе.

В прошлом году Надежда представила работу, которая стала ее дебютом: витраж в технике тиффани. В этом – снова дебют, и снова удачный – витраж с элементами фьюзинга. На картине 30 на 40 сантиметров – хозяйка Арктики медведица Айка.

«Я хотела напомнить о жизни этой медведицы в нашем городе и дополнительно привлечь внимание к необходимости защиты этих красивых и сильных животных. Впервые пробовала себя в этой технике, для этого специально ездила на обучение в Новосибирск. Там же и запекла элементы, потому что в Норильске нет подходящих для этого печей. Так что на картину ушло около полугода, если считать обучение. Мне понравилась техника, она дает объем, многослойность и хорошо смотрится в витраже».

Собственно фьюзинг (от английского fusing и fuse – спекание, плавка), как уже понятно, – это техника спекания цветного стекла в печи. В таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается при температуре 800°C и становится однородным – фрагменты вплавляются друг в друга.

«Мастер, под кураторством которой я делала работу, сомневалась, удастся ли запечь мелкие детали. Схема такая: на прозрачную основу накладываешь тело медведицы, сверху – лапы, затем голову, глаза, уши, нос, и всю эту «горку» запекаешь. Мастер опасалась, что мелкие детали отскочат. А я была уверена, что все будет хорошо. И оказалась права», – вспоминает Надежда.

Собирала витраж – резала и обтачивала стекла – в студии творческой среды на Комсомольской, 33, поскольку при этом образуется мельчайшая крошка, и дома такие процедуры не проведешь.

На конкурсе работу Надежды оценили, присудив ей победу. Попробовать повторить успех можно и на будущий год, считает наша героиня, тем более что уже присмотрела новый материал для работы – смальту, цветное непрозрачное («глушеное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов.

Из большого «блина» смальты откалывают кусочки, которые затем складывают в мозаику. Смальта отличается богатым набором насыщенных цветов, потому и картины из нее выходят яркие, сочные. Причем внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала.

«В майские праздники, будучи в Питере, я вместе с внучкой побывала на мастер-классе мозаики из смальты. И была зачарована этим материалом. Цветовая гамма – восторг. Питерская смальта, кстати, пожалуй, лучшая. В нерасколотом виде она представляет собой тяжелый «блин» стекла толщиной до сантиметра, которое колют специальным инструментом. На занятии я сделала картину «Маки» и решила, что именно смальта должна быть в моем списке творческих дебютов следующей», – поясняет Надежда.

В доме уже есть и предмет, который украсит новая мозаика, – светильник, деревянную основу которого выполнили на заказ. Она представляет собой четырехугольник в 15 сантиметров высотой с углублением в один сантиметр, куда должна вкладываться мозаика. В качестве рисунка Надежда остановилась на изображениях птиц:

«Когда мы с вами беседовали в прошлый раз, я рассказывала, что планирую видоизменить дачный столик на кованых ножках, которому достанется оформленная в мозаичном стиле крышка. Придумала его дизайн, осталось лишь заказать стекла и найти время. Но тут смальта так меня захватила, что столик пока остался ждать вдохновения. А за светильник уже не терпится взяться.

Что до конкурса, то, полагаю, тема Севера и его обитателей продолжится, а мне давно нравится, как выглядит краснозобая казарка. Так что, если попадет в тему, скорее всего, именно ее выложу из смальты в следующий раз».

В прошлом выпуске рубрики «Корпорация звезд» мы рассказывали об увлечении ведущего специалиста корпоративного университета «Норильский никель» Натальи Елизаровой живописью.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Мария Соколова

Фото: Ольга Полянская и личный архив Надежды Бабкиной

29 августа, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности