#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Резьба по кости – это тот вид художественного творчества, который создает поистине удивительные вещи. Достаточно посмотреть на объемное панно Алексея Поротова. Его олени, рвущиеся наружу, буквально завораживают и заставляют снова и снова вглядываться в изящество фигурок.
В это сложно поверить, но северные народы еще много веков назад могли создавать трехмерные изображения – то, что мы сегодня называем 3D-формат. В качестве материала мастера использовали кость и рог оленя или же бивень мамонта, который дает возможность применения различных техник. В том числе мозаику и объемную резьбу. Именно их использовал в своей работе выпускник отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Норильского колледжа искусств Алексей Поротов.
«Приступая к созданию этого панно, я сделал множество тематических эскизов – образы и сюжеты мне представлялись легко и ясно, так как я знаю о жизни в тундре не понаслышке», – рассказывает он.
В руках резчика твердая кость пластична, как молодая ветвь, и принимает любую форму – от реалистичных фигурок главных обитателей тундры – оленей – до утонченных метафор и символов, напитанных мистикой северных легенд. Возможно, именно они в свое время повлияли на творчество известного нганасанского самородка Мотюмяку Турдагина, которого искусствоведы сегодня называют одним из лучших акварелистов Севера. А сам он себя называл инопланетянином, не от мира сего…
«С детства я мечтал стать таким же известным на весь Таймыр художником, как Мотюмяку Турдагин, – признается Алексей Поротов. – Его жизнь удивительна – одаренный мальчик любил рисовать, выражать свои фантазии в переплетении линий, вырезать ножиком на льду озера виды стойбища, оленей и собак и фигуры людей. Став взрослым, Мотюмяку вел тундровую кочевую жизнь, а в редкие часы досуга продолжал рисовать. Лирическим спокойствием дышат его пейзажи бескрайней тундры, как будто созданные с высоты птичьего полета».
Свою дипломную работу Поротов решил назвать «Посвящается Мотюмяку». На панно он изобразил бескрайнюю тундру с ее пригорками и оврагами.
«Фон, то есть все планы пейзажа, я выполнил в технике мозаики: учитывая изменения рельефа земли, отдельные кусочки рога оленя подбирал по цвету и тону», – объясняет Алексей.
Сюжет работы, на первый взгляд, прост: у горизонта кружат птицы, прощаясь с родными местами, перед тем как улететь на чужбину. Едва заметной тропой бредут олени. Вот из-за сопки показались еле заметные силуэты их фигур, выполненные в технике инкрустации. Извилистая тропа тянется по сопкам, между лиственниц, потерявших свой летний наряд. Олени подходят ближе – уже можно разглядеть их рога и шерстку.
«Эти фигуры выполнены в рельефной технике, – продолжает резчик. – Чуть ближе олени представляют собой барельеф. А на переднем плане объемные фигуры «вырываются» из плоскости панно и шествуют мимо древних духов-идолов, охраняющих покой прекрасного земного мира».
Как молодому мастеру удалось придать своей работе такую необычную и выразительную форму? Как получилось наполнить панно движением и эмоциями? В Норильском колледже искусств объясняют: все дело в преемственности художественных традиций. Древнее искусство коренных народов Таймыра поистине уникально.
«Я как художник, осознаю себя частью своего древнего северного народа. А пришедшие из глубины веков художественные образы мне хочется сохранить и передать молодым людям», – говорит автор панно.
О старинных латунных часах, трубках из бивня мамонта, бубне последнего нганасанского шамана и других уникальных предметах из местных музеев читайте по тегу «артефакты».
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram
Елена Попова
Фото: Норильский колледж искусств