#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публиковать истории уникальных предметов из коллекций местных музеев. В этом году к проекту «Артефакты» присоединился Таймырский дом народного творчества.
В рубрике уже появлялась информация с сайта Главного чума Таймыра, как еще называют ТДНТ, о выставке «След нарты» в колледже искусств в Дудинке, на которой экспонировались этнографические раритеты.
Золотой фонд Таймырского дома народного творчества – коллекция декоративно-прикладного и изобразительного искусства – непосредственно связан с мастерами, в разное время работавшими и работающими сегодня в Главном чуме Таймыра. Сегодняшние сотрудники продолжают пополнять экспозиции и хранилища как своими работами, так и наследием предков. Это собрание можно назвать кочующим, так как гениальные творения Бориса Молчанова, Мотюмяку Турдагина, образцы уникального материального и нематериального культурного наследия коренных народов Таймыра, востребованы не только на своей территории.
С большим успехом таймырцы участвуют, например, в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» и Всероссийском фестивале национальных культур коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Кочевье Севера». В этом году на 15-й, юбилейной выставке в экспозиции Красноярского края были представлены акварели и рисунки Мотюмяку Турдагина из фондов ТДНТ и косторезные изделия мастеров Главного чума. Шаманским камланием праздник открывал знаток нганасанского песенного фольклора Алексей Чунанчар.
В шаманском костюме костореза из ТДНТ обращает на себя внимание головной убор, который с 1995 года хранится в Главном чуме. По словам его директора Любови Поповой, все, что составляет золотой фонд ТДНТ, не только является основным ресурсом выставочной деятельности, но и активно используется во время встреч, презентаций, фестивалей, в работе многочисленных творческих студий и клубов.
Шаманский обряд Алексея Чунанчара имитационный, а головной убор аутентичный. Его изготовил последний из династии шаманов Таймыра Костеркиных – Леонид. Сына великого культового наследника нганасанского народа (формулировка доктора исторических наук Юрия Симченко) не стало десять лет назад, в 2011-м, через два десятилетия после смерти отца, Тубяку Костеркина. По определению того же Симченко, Тубяку носил в памяти мифологических сюжетов, сказаний в двенадцать раз больше автора «Иллиады» и «Одиссея» Гомера…
Шаманский дар в какой-то мере перешел к Леониду, с детства принимавшему участие в камланиях отца. Тубяку хотел сделать из него преемника, но поначалу сын отказался. Шаманский костюм, бубен, колотушку и часть идолов Тубяку за несколько лет до смерти продал в Таймырский краеведческий музей.
Жители Усть-Авама, где в основном жила династия Костеркиных, стали приходить к потомку шаманского рода с просьбами полечить от простуд, ушибов, порезов. По преданию, его дед, отец, брат и сестра отца помогали самым безнадежным больным. Удавалось это и Леониду. Со временем он сделал себе бубен, колотушку, головной убор, жена сшила костюм.
В Таймырском краеведческом музее до сих пор помнят, как доставали для Леонида из витрины костюм его отца, в который тот облачался, чтобы исполнить ритуал «кормления» духов, очень важный в традиционной культуре нганасан. Смазывание рта идола жиром и сбрызгивание спиртом сопровождалось камланием. По информации доктора искусствоведения Оксаны Добжанской, присутствовавшей на таких камланиях (и в музее, и в Главном чуме), всегда звучали только шаманские песни Тубяку.
В какой-то мере, пусть не так уверенно и мощно, как отец, Леонид Костеркин сохранил часть наследия своего народа.
О старинных латунных часах, трубках из бивня мамонта, бубне нганасанского шамана и других уникальных предметах из местных музеев читайте по тегу «артефакты».
Валентина Вачаева
Фото: Таймырский дом народного творчества