#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – На этом снимке – Норильск 1942 года. На заднем плане – строящиеся городские кварталы, впереди – недавно возведенные постройки Норильского совхоза с широкими – для скота – дверными проемами. Дети из первых домов любили бегать на территорию совхоза: поглазеть на животных и полакомиться брикетами подсолнечного жмыха и кусковой лимонной кислотой – из рациона коров.
О том, какие именно дома были возведены первыми в Горстрое (так назывались на первых порах нынешние жилые кварталы), мы уже рассказывали в «Автографах истории». Сегодня речь пойдет о соседствовавшей с ними животноводческой ферме.
В 1938 году Авраамий Завенягин приказал создать в Норильске полноценный огородный и животноводческий совхоз, включавший две фермы – в Норильске и на Вальке. Параллельно уже шло строительство первых настоящих коровников, свинарников и теплиц. Место для них выбирал директор совхоза Николай Иевский: ферму и административный центр совхоза разместили на территории нынешнего города – на месте будущих сквера имени Пушкинского и стадиона «Заполярник». Но тогда там была голая тундра.
Вот как вспоминали об этом первые работники совхоза: «Там, где стояла старая баня, когда-то был родничок – с чистой и удивительно вкусной водой. В 1938 году у родничка была выкопана землянка на 18 человек – для первых строителей норильского совхоза… Строительный материал был под руками – лес тогда рос у самого города. Из местной лиственницы рубили коровник, предварительно отогрев землю кострами. Венцы укладывали на совесть, чтобы зимой животные не знали сквозняка. Но коровы долго не могли акклиматизироваться, болели. И кормить их было нечем. Сена тогда не завозили, а косили в тундре. И если запасенного летом не хватало, косили и зимой, разгребая двухметровую толщу снега. Коровы, бывало, заслышав скрип телеги, на которой привозили из тундры сено и ветки, начинали реветь…»
К 1945 году, чтобы прокормить заполярных коров, сено уже заготавливали в южных совхозах комбината – в Таежном, Шушенском, Курейке. Но и в самом Норильске дополнительно готовили силос из тундровых трав, собирали веточный корм и вели зимнюю заготовку осоки. Были даже сельхоз-эксперименты: скрещивая турнепс с капустой, выводили морозостойкий кормовой корнеплод, культивировали холодостойкий клевер. Тем временем норильское стадо разрослось до 350 голов, оно плодилось и исправно доилось. Имена рекордсменок сохранились до сих пор: коровы Шалунья и Гейша в сутки давали больше 25 килограммов молока, а лидер – Шумовка – до 36!
Животноводческая ферма непосредственно соседствовала со строящимся Норильском до начала 1950-х годов. В 1952 году население города на воскресниках помогало переносить фермы за город, в поселок Семерка, – освобождали место под будущий сквер Пушкина, который начали разбивать в том же году. Кстати, говорили, что именно потому в сквере так хорошо прижился северный кустарник – земля там была хорошо унавожена.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о деревянном автобусном павильоне на Вальке.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»