#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – К юбилею Норильской драмы продолжаем вспоминать лучшие театральные премьеры и проекты разных лет.
Куратор «Полярки» Олег Лоевский и его команда театральных критиков, в которую на этот раз вошли и эксперты «Золотой маски», отметили, что лаборатория в Норильске удалась. Татьяна Тихоновец вообще назвала ее одной из самых прекрасных из тех, что она видела.
Прекрасной норильская «Полярка» стала благодаря теме «Русское зарубежье ХХ века» и тому, как знаменитых эмигрантов Аксенова, Довлатова и Набокова интерпретировали молодые питерские режиссеры.
Показ эскизов, поставленных всего за два дня, открыл аксеновский «Блюз 116-го маршрута».
В эскизе Николая Русского очень грустная, очень смешная, очень ироничная и очень русская история про возращение эмигранта на родину, решенная в джазовом стиле, поразила первых зрителей не только точно найденной формой, но и точностью актерского существования. Это относилось в первую очередь к Сергею Ребрию.
Оценила публика (и критики) прием с использованием хора и идеально подобранный песенный ряд с главным хитом советских людей про «Дорогую мою столицу».
«Блюз…» Николая Русского сменил эскиз «Дорога в новую квартиру» по Довлатову режиссера Андрея Гончарова. Женщину, измученную культурой, в окружении не понимающих ее мужчин, в свой последний норильский сезон блестяще сыграла актриса Маргарита Ильичева. По общему мнению, молодому режиссеру удалось перевести литературную иронию Довлатова в театральный текст: «Два мира никогда не пересекутся. Она всегда будет думать о Ван-Гоге, а он совсем о другом».
И в «Дороге…» было придумано много интересного. Зрители с удовольствием аплодировали двум памятникам в исполнении мужского состава эскиза – Петру на коне и Ильичу на броневике.
На пятой «Полярке» впервые повезло эскизу для большой сцены. Набоковская «Камера обскура» в постановке Георгия Цнобиладзе осталась в афише театра.
Режиссеру удалось уже в эскизе соединить театр с кинематографом. История создавалась перед экраном, на экране и даже в заэкранье, когда экран поднимался.
Любовная история в версии Полины Беляниной, Сергея Назимова и Романа Лесика, не потеряв набоковской иронии, читалась как сегодняшняя и даже на все времена. К сожалению, спектакль на норильской сцене продержался недолго. Еще на стадии обсуждения эскиза прозвучало, что режиссер идеально подобрал актеров. Абсолютно кинематографическим типажом был назван Сергей Назимов, и очень точно играла ангела-оторву Полина Белянина. Возможно, спектакль «положили на полку» после отъезда этой актрисы.
Лаборатория-2017 запомнилась театральному зрителю не только эскизами, ставшими спектаклями, но и тем, что в проекте впервые принял участие спектакль-гость. Театр из Таллинна «R.A.A.A.M.» привез в Норильск знаменитую постановку якутского режиссера Сергея Потапова по эстонскому эпосу «Оборотень». В театре в этот вечер свободных мест не было.
Другие материалы нашего фотопроекта «Автографы истории» смотрите по активной ссылке.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Варвара Сосновская
Фото: Николай Щипко