#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Населяющие наш полуостров коренные народы по-разному переводят название своего края. Существует несколько легенд, посвященных топониму «Таймыр».
Одна из долганских версий – «туой муора» – означает «воспеть тундру», другая – «тымыр» – это «артерия, кровеносный сосуд». Ненцы ведут топонимику от слов «тай» – «таймень» и «мыры» – «вода со снегом». «Тай» означает еще и «лоб, плешь», отсюда другое значение – «голая тундра с островками леса».
Название полуострова с нганасанского языка переводится как «страна оленьих следов» – «тай мирэ». С высоты птичьего полета он как будто украшен узорами-орнаментами оленьих троп. Предки тунгусов называли этот край топонимом «тамура» – «дорогой, ценный». И действительно, полуостров сокровищ Таймыр кроме уникальных месторождений, флоры и фауны может удивить живущими здесь коренными народностями, сохранившими самобытную культуру.
Нганасаны, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, жили на Таймыре еще в XV веке до нашей эры. На земле их осталось около 750. Энцев, потомков древнесамодийского этноса, жившего когда-то на юге Сибири и испокон веков занимающегося охотой и рыбалкой, сегодня в мире насчитывается 227. Таймыр – единственное место проживания нганасан и энцев.
Ненцев на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края 4007 человек. Изначально это были кочевники-оленеводы. Эвенки, потомки жителей тунгусского государства Золотая империя, живут в России, Китае и Монголии. На Таймыре эвенков около 300 человек. Долганы, как и ненцы, – одна из титульных и многочисленных народностей полуострова. Здесь их проживает порядка 5000 человек. Это самый молодой этнос: он сформировался в течение XVIII–XIX веков.
Некоторые жители столиц, да и городов вообще, уверены, что аборигены Таймыра до сих пор ездят исключительно на оленьих упряжках, обитают в чумах и вместо докторов обращаются за помощью к шаманам. Между тем многие представители коренных давно урбанизировались и стали точно такими же врачами, инженерами, учителями, как и представители многих других национальностей.
В предыдущих материалах рубрики «Было – не было» читайте о том, зачем в северных теплицах держали пчел, был ли Высоцкий в Норильске, что спрятано под колоннами у «Арены-Норильск», как жена архитектора могла отомстить супругу за обиду, кого помирила улица Мира, как зовется домовой норильских шахт, почему в гардеробе вместо номерков были столовые ложки, где норильчане разводили кур и как на Таймыре открыли любимую норильчанами корюшку.
Татьяна Ермолаева
Фото: Заповедники Таймыра