12+

Один из первых геологов Норильска был противником своего предшественника

23 мая 2022, 20:27

Воронцов даже подозревал Урванцева во вредительстве.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Александр Воронцов окончил Московскую горную академию, где, кстати, одним из его однокашников был Авраамий Завенягин. В 1930-м по заданию главка «Цветметзолото» Воронцова направили в Норильск руководителем геолого-разведочной экспедиции. В 1935–1938 годах Александр Воронцов был главным инженером «Норильскстроя», затем до 1945 года возглавлял геологическую службу комбината. За участие в освоении Норильского месторождения в 1943 году Воронцов в числе первых семи норильчан был награжден орденом Ленина.

Александр Воронцов

Воронцов – один из первооткрывателей медно-никелевых месторождений Угольного и Медвежьего ручьев. Первая же скважина, пробуренная экспедицией 1930 года, попала в рудную залежь большой мощности. После этой экспедиции Воронцов поехал в Москву и лично докладывал о ее результатах Серго Орджоникидзе. Только после этого решено было проводить более подробное изучение Норильского района.

Александр Воронцов на Медвежьем ручье, 1935 год

Из воспоминаний Воронцова:

«Орджоникидзе принял нас поздно ночью, но тем не менее очень внимательно выслушал, задавал много вопросов о Норильске. Рассказал нам о нуждах нашей промышленности, предложил в короткий срок, в 2–2,5 года разведать перспективное рудное месторождение Угольный ручей, одновременно изучить трассу узкой колеи в направлении Дудинка – Норильск и по возможности больше построить жилья для будущих строителей Норильска. После утверждения разведанных запасов никеля можно будет обсудить в правительстве вопрос о строительстве в Норильске металлургической промышленности. Обещал оказать нужную помощь буровыми станками и транспортом.

Норильскую горно-промышленную экспедицию переключили на геологическое изучение Норильска. Меня назначили начальником экспедиции, заместителем начальника Ивана Петровича Зарембо, опытного работника в области строительства. В Норильск ехали втроем: Зарембо, я и моя жена Софья Георгиевна. Ехали на лошадях по Енисею 28 дней. Были разведаны значительные запасы руды высокого качества на месторождении Угольный ручей, расширили запасы сульфидной линзы и вкрапленных руд горы Рудной, разведали частично рудное месторождение Норильск-2, открытое ранее Урванцевым. Строительная часть экспедиции осуществила значительные работы по строительству, построив жилые дома, химическую лабораторию, радиостанцию и небольшую электростанцию. Всего построили более 8000 кубометров зданий, что стало в 1935 году базой для первых строителей Норильска».

Александр Воронцов (справа) и работник проектного отдела на реке Рыбной, 1936 год

Воронцова называли «всегда вторым» после Урванцева: «1920-е годы – время Урванцева, 1930-е годы – Воронцова». Воронцов ревновал своего предшественника, общепризнанного первооткрывателя рудных богатств Норильска и первого исследователя территории. Он даже писал письма в ЦК КПСС, опровергая роль Урванцева, напоминая, что на исследования Норильска Урванцева отправлял не Ленин, а Колчак. Даже намекал на вредительство: как это получилось, что Урванцев работал в Норильске шесть лет, а нашел только одно микроскопическое рудное месторождение? Эта непримиримость так и стояла между двумя первыми Норильскими геологами до конца их жизни. Однако геологическая общественность не подвергала сомнению приоритет Урванцева.

Но тем не менее и роль Воронцова в развитии Норильска нельзя отрицать: промразведка, определение запасов, выбивание денег и доказательство рентабельности строительства крупного промышленного предприятия легли именно на его плечи.

1969 год

В 1933 году под руководством Воронцова были подсчитаны запасы месторождения Норильск-1, которые были основой рудной базы комбината тех времен. В марте 1935 года по написанной Воронцовым докладной записке и после его доклада членам политбюро было принято решение о строительстве в комбината. Благодаря Воронцову на Таймыре появилась постоянная геологическая служба.

Александр Воронцов с женой Софьей Георгиевной, 1930-е годы

Жена Воронцова Софья сопровождала его в экспедициях в Норильск, здесь же в 1932 году она ему родила дочь Ирину – первую коренную норильчанку.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о первой книге о Норильске – сборнике очерков «Северное сияние».

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Ферапонтова

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

23 мая, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности