12+

Деревянная постройка на Вальке

11 марта 2025, 18:43

Что изображено на фотоснимке из архива Музея Норильска?

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Географическое расположение места, где был сделан этот снимок, не составляет тайны. Оно буквально написано на нем большими буквами. Гораздо интереснее разобраться, что именно здесь запечатлено.

Валек – старейший поселок в окрестностях Норильска. Уже в начале ХХ века здесь была фактория, то есть пункт торговли и обмена с коренными обитателями пясинской долины. С началом строительства Норильска Валек стал важнейшим транспортным пунктом. Удачное расположение на Норилке обусловило открытие там авиагидропорта и речного порта. Сюда приходили первые грузы, что доставляли по реке и озеру Пясино, поэтому сюда же протянули от Норильска и первую железнодорожную нитку. Строили ее заключенные, поэтому рядом появился лагпункт «Валек».

Когда стало понятно, что по реке Пясине полноценный водный путь не проложить и главный норильский порт нужно строить на Енисее, в узкоколейке Норильск – Валек отпала нужда. В 1947 году ее демонтировали, а по насыпи проложили автодорогу до поселка, ведь современной, нынешней талнахской трассы тогда еще не было.

Этой автодорогой стали пользоваться пассажиры, улетающие и уплывающие с Валька, жильцы самого поселка. А еще работники норильского промыслово-заготовительного отдела (с отстреленными точкам и рыболовными бригадами на норильских озерах), рыбзавода и отделения норильского совхоза – все это тоже располагалось на Вальке.

В 1950-х годах Валек стал еще и главной зоной отдыха. Неподалеку от поселка построили одноименный ночной профилакторий, а на самом берегу Норилки разбили загородный парк с водной станцией, лодочным пирсом, эстрадой и летним рестораном «Таймыр».

Ко всему этому разнообразному хозяйству на Вальке и вела сначала старая автомобильная дорога, которую проложили по узкоколейной насыпи, а затем новая, что выросла из инспекционной дороги вдоль трубопровода от водозабора на Норилке. Деревянная постройка, запечатленная на фотографии – вероятнее всего мини-автостанция. По архитектуре она схожа с двумя другими деревянными зданиями на Вальке: водной станцией (с обратной стороны которой работал летний ресторан) и гидропортом.

В середине 1950-х на Валек ходил автобусный маршрут №13, что отправлялся от Дома связи на Октябрьской улице. Можно было заказать и такси, но в теплые летние дни норильчане жаловались в газету на предприимчивость транспортников. «Серьезного упрека заслуживают и водители такси. За проезд до Валька они берут по 45–50 рублей вместо 22 рублей по тарифу. Начальнику автотранспортной конторы нужно прекратить мошенничество шоферов».

К 1960-м годам старой вальковской дорогой уже не пользовались. В 1963-м узкоколейная насыпь стала основой для железной дороги к Талнаху. Точнее, для ее первого участка – от Норильска до железнодорожной станции Валек. Новая ветка почти тут полностью совпала со старой узкоколейкой. Спрямили лишь несколько отрезков. А перед Вальком новая линия уходила западнее поселка – к строящемуся мосту. В то время как старая насыпь в этом месте поворачивала восточнее – к Вальку. На этой развилке первозданная насыпь 1936 года видна и сегодня.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы представили нашим читателям снимок и историю улицы Кирова.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Ферапонтова

Фото: архив Музея Норильска

11 марта, 2025

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности