12+

Как рождалась новая сцена для норильского драмтеатра

27 ноября 2024, 18:37

Первый спектакль имел для города особое значение.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Норильский театр, открывшийся в символичном 1941 году, был весьма далек от нынешнего. Во-первых, в его названии не было имени Маяковского – его как награду присвоили только на 20-летие театра. Во-вторых, и самого нынешнего названия тоже не было: сначала театр именовался Вторым Заполярным (с учетом, что первый был в Игарке), а потом – театром драмы и музкомедии. В-третьих, не было специального здания для храма Мельпомены – играли тогда в бывшей лагерной столовой.

Норильский театр ждал своего нынешнего здания больше трех десятков лет. На первых генеральных планах застройки ему отводили место в районе нынешней улицы Дзержинского. Затем планировали возвести на будущей площади Металлургов. Только в 1983 году на нынешней Театральной площади с торжественного митинга началось строительство современного здания. Проект его выполняла группа молодых местных архитекторов. Руководителем этого авторского коллектива был Анатолий Чернышев. Вот он на снимке – в пиджаке и очках – в гуще строителей театра.

1986 год, декабрь. В центре – в пиджаке и очках – главный архитектор проекта Анатолий Чернышев

Строительство театра шло почти четыре года. Еле-еле успели сдать в 1986 году: комиссия приняла его 31 декабря, правда, с оценкой «отлично». Здание, рассчитанное на 600 мест, вышло очень нарядным: мраморная облицовка, двойные перекрытия, пилоны. Анатолий Чернышев придумал интересное решение вестибюльной группы: кессонные балки и встроенные люстры. А большой уклон крыши, за который театр в народе прозвали трамплином, сделан для того, чтобы не задерживался снег, не образовывались снеговые мешки.

Как вспоминал потом норильский архитектор Леонид Скрябин, молодые специалисты института «Норильскпроект» под занавес стройки помогали наводить последние штрихи. Что-то подсказывали, что-то решали прямо по ходу, например расколеровку кабинетов. Помогали с монтажом зеркальных потолков в туалетных комнатах, это тогда было новинкой в интерьере. Собственноручно клали паркет в фойе. Точнее, делали псевдопаркет из досок, настоящий, дубовый, не успели подвезти. Выкладывали его полукругом, натягивая бечевки, чтобы выдержать радиальность направления, а затем покрывали морилкой. А в ночь перед сдачей театра архитекторы клеили названия на кабинеты, но не просто вывески, а отдельные объемные буквы. Каждую буковку нужно было приклеить симметрично, сохраняя высоту и определенный интервал, чтобы не испортить композицию. Это была финишная прямая в строительстве театра. К приемке все успели.

Первый спектакль – «Особое назначение» – сыграли 8 января 1987 года. Первыми его зрителями стали строители и проектировщики. Сам спектакль был необычным: в новом доме должна была наступить и новая эпоха. Новый режиссер – Анатолий Кошелев – заказал пьесу для открытия сезона писателю и драматургу Виктору Левашову. Он и сам был из наших, норильских: Левашов когда-то работал с местными геологами, потом – на Норильской студии телевидения. Спектакль «Особое назначение» был про героизм строителей Норильска. Вот только этими строителями были зэки. Нас, сегодняшних, привыкших к любой степени откровенности на сцене, спектакль «Особое назначение» не удивил бы, никакой особой крамолы в нем не было. Но тогда, в 1987-м, норильский театр впервые «открытым текстом» вывел на сцену заключенных.

Вот как вспоминал о создании первого на новой сцене спектакля драматург Виктор Левашов:

– Уже хорошо, вы в теме, – обрадовался Кошелев. – Пьеса нужна вроде «Города на заре». Комсомольцы-добровольцы, Заполярье, черная пурга и все такое. Ну, понимаете…
Я понимал. Но никакой охоты писать пьесу о комсомольцах-добровольцах у меня не было.
– Норильск строили не комсомольцы-добровольцы, а зэки, – напомнил я.
– Да-да, знаю, – горестно покивал он. Горестно не от сочувствия к зэкам, а потому что пьесу с зэками главлит ни за что не пропустит.
– Завенягин, – сказал я.
– Гениально, – сказал Кошелев.
Последние репетиции «Особого назначения» проходили в жуткой неразберихе. Обычную предпремьерную суматоху усиливали строители. Как водится, они не успевали к сроку и доделывали огрехи в авральном режиме. Роль Завенягина исполнял замечательный молодой актер Юрий Цурило. Однажды в театр приехал председатель горисполкома Юрий Смолов, чтобы подогнать строителей. Он появился в зале с крайне озадаченным видом: «Там… какой-то человек. Мне показалось – Завенягин». – «Это и есть Завенягин!» – хором закричали мы с Кошелевым. И только тогда сами поверили: спектакль получится.

Спектакль «Особое назначение» действительно получился. Неожиданная смелость авторов вылилась в месяц аншлагов и резонанс на весь город. Не обошлось и без скандалов: непререкаемо-авторитетный летописец Анатолий Львов обвинил Виктора Левашова в спекуляции историей. В ответ услышал, что в его книгах слово «лагерь» встречалось только с прилагательным «пионерский» и «чья бы корова мычала». И вся эта пикировка шла на страницах городской газеты. Так в Норильске наступала гласность.

В предыдущем выпуске рубрики «Автографы истории» мы рассказывали, как строилась больница в Оганере.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Ферапонтова

Фото: Ольга Задеряка, архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»

27 ноября, 2024

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности