#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Таймыр называют Страной тысячи озер. Его физическая карта пестрит голубыми оттенками не меньше, чем зелеными. Норильск окружен крупными реками и озерами, а также бесчисленными ручьями и мелкими водоемами. И это не просто красота, но и важнейший ресурс.

Система Больших норильских озер – второй мировой резервуар пресной воды. На первых картах Норильска видно, что даже территория старого и современного города была испещрена многочисленными озерами, ручьями и реками. Это сейчас они засыпаны, отведены или стиснуты водопропускниками. Сегодня на слуху только Городское и Долгое озера, да река Щучья, а раньше в округе были озера Уютное и Красивое, Утиное и Хариусное, Круглое и Квадратное, Рудное и Школьное, реки Наледная и Барьерная.
«Вода – один из основных исходных материалов металлургического производства», – писал в 1946 году Николай Зенгер – гидротехник и мерзлотовед, друг Николая Урванцева и соратник Михаила Кима.
Неизвестно, как сложилась бы судьба города и комбината, если бы Таймыр не относился к районам так называемого избыточного увлажнения. И даже несмотря на это, периодически Норильск испытывал бытовую и промышленную «жажду».

Самым крупным озером возле будущего Норильска было Долгое. Оно же стало и первым источником воды – и для технологических, и для бытовых нужд. На его берегу построили насосную и первые водоводы – впервые в условиях вечной мерзлоты.
Но уже после пяти первых лет строительства комбината воды в Долгом стало не хватать. Было принято инженерное решение – плотиной перегородить реку Долгую, вытекающую из озера, и тем поднять уровень воды. Дамбу построили в 1943 году. (Мы уже рассказывали, что в 1958-м на Долгом открыли лодочную станцию).

С ростом комбината нехватка воды возвращалась. Пуск обогатительной фабрики резко поднял водопотребление, и расход опять превысил приток: Долгое снова стало мелеть.
Необходим был еще один, восполняемый источник. Им с 1949 года стала река Норильская. Но была еще одна проблема – не хватало металла для труб. Руководитель комбината Владимир Зверев и его инженеры подумали – и приняли решение: частично водовод будет деревянным. Первая деревянная труба отслужила почти 20 лет.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что 85 лет назад норильчане начали бороться со снегом и изучать снежные заносы: в январе 1937 года создали первую опытную станцию снегоборьбы.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: Николай Щипко и архив Заполярного филиала «Норникеля»