12+

Антон Долин рассказал норильчанам о кино и о себе

09 апреля 2019, 14:05

Известный кинокритик стал спикером клуба-лектория «Обогатительная фабрика».

#НОРИЛЬСК “Таймырский Телеграф” – Очередная лекция проекта «Обогатительной фабрики» в медиакомпании «Северный город» была посвящена кинематографу. Спикером стал главный редактор журнала «Искусство кино», кинокритик, обозреватель «Медузы», ведущий на радио «Маяк» и эксперт программы «Вечерний Ургант» Антон Долин.

Он поделился своими мыслями о том, почему мы любим смотреть кино и спорить о кино. Не потому ли, что каждый из нас видит кинематограф по-своему, на свой лад оценивает его задачи и достижения? Для одних кино должно быть чистым искусством, другие ждут от него актуального высказывания на злобу дня, третьих интересует коммерческий успех.

Но одно качество универсально и неизменно: кино действительно важнейшее из искусств, как, по легенде, сказал однажды Ленин.

«К этому высказыванию любят язвительно добавлять, что еще и цирк. На самом деле тут язвить особенно не над чем, – говорит Антон Долин. – Кино родилось примерно оттуда же, откуда и цирк. Это изначально было ярмарочное развлечение. Создатель игрового кинематографа Жорж Мельес, в отличие от братьев Люмьер, придумавших кинематограф документальный, был иллюзионистом, цирковым деятелем. И кино воспринимал как фокус. Отношение к кино у нас до сих по большому счету как к иллюзионистскому представлению, даже если мы не отдаем себе в этом отчета. Прошло 100 лет, но кино по-прежнему важнейшее из искусств, его еще никто не переплюнул, и вряд ли это когда-нибудь произойдет».

Шло время, менялись технологии, менялось само кино, но степень его значимости никуда не делась, считает Антон Долин. Главная причина лежит на поверхности: кино – самое массовое и самое доступное из искусств:

«Оно скомпилировало и собрало воедино базисные достижения всех остальных искусств. Это и литература, потому что кино – всегда постановка по литературному тексту, сценарию, это и театр – потому что актерская игра и диалоги. Конечно же, живопись, искусство изображения, архитектура. В кино звучит музыка, и это тоже не второстепенный элемент – невозможно представить себе фильм «Мимино» без песни «Чито-грито», это слито навсегда».

Но, кроме всего этого, кино добавило свое – фокус, трюк, связанный с киноаппаратом.То есть ко всем достижениям оно добавило технический прогресс, с которым неразрывно связано.

«Изучая развитие кино, мы изучаем не только развитие искусства, но и развитие технологий: камер, спецэффектов, звука, цвета, компьютерной графики, 3D, а теперь уже и VR-технологии», – говорит Антон Долин.

Говоря об оценке того или иного фильма, Антон Долин замечает, что успех или неуспех такого многопланового явления, как кино, определяется разными мерками:

«Неуспешный фильм – не значит плохой. Кассовый успех не всегда важен. Бывает успех «вирусный». То, что делает фильм культовым. К примеру, «Большой Лебовски» Коэнов. Его разругали критики, и он не был успешным в прокате. А потом стал культовым и разошелся на цитаты».

Под конец встречи, когда все разговорились, обсуждали уже не только кино. Слушатели клуба-лектория поинтересовались, откуда возникло и что означает название рубрики, которую Антон Долин ведет в программе «Вечерний Ургант» – «Пойдем в кино, Оксана!».

«Название не означает ничего, его по приколу придумали сценаристы шоу, – ответил Антон Долин. – Никто не знал, как долго просуществует эта рубрика. Я был уверен, что она проживет от силы месяц и исчезнет. Потому что телевидение ненавижу, терпеть не могу себя на экране, для меня это чужой мир. Когда меня позвали, я с самого начала высказал все, что думаю про юмористические шоу. Но их это привело в восторг, и в результате рубрика существует уже седьмой год».

Был вопрос и о том, как Долин стал кинокритиком. Он уверяет, что его 20-летняя кинокритическая карьера – просто цепь случайностей:

«Окончив филфак в 1997 году, я нигде не мог работать по профессии, кроме как учителем в школе. Я сменил квалификацию и пошел работать на «Эхо Москвы» журналистом. Потом быстро осознал, что есть журналистика, когда летают по миру в вертолете со спикером Госдумы, а есть – когда ходят в кино на новые фильмы. И понял, что лучше ходить на новые фильмы и потом о них рассказывать, что и стал делать. Хотя кино на тот момент любил меньше, чем литературу или музыку, я вообще был не по киношной части. Это не было мечтой детства. Вообще мне сложно представить себе человека, который с детства мечтает стать кинокритиком».

По словам Антона Долина, приехать в Норильск он хотел давно:

«Во-первых, я люблю Север. Во-вторых, видел много фотографий и видел фильмы, которые здесь сняты. Мне кажется, Норильск – один из самых выразительных городов в России. Он действительно незабываемый. Даже черты распада на фасадах и фрагменты плановой застройки рядом с хаотичной – это все очень интересно. Кроме того, я интересуюсь эпохой сталинских репрессий, и для меня Норильлаг – не пустое слово. Большое впечатление на меня произвела Норильская Голгофа».

В заключение встречи слушатели «Обогатительной фабрики» получили по свежему выпуску журнала «Искусство кино» с автографом главного редактора.

Николай Щипко

09 апреля, 2019

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности