НОРИЛЬСК. “Таймырский Телеграф” – Генеральный директор ГМК “Норильский никель” Владимир Потанин в интервью журналу Forbes заявил, что за последние 2,5 года основные достижения горно-металлургической компании – стратегия развития и результаты ее реализации.
На вопрос доволен ли он тем, что удалось сделать за два с половиной года, глава “Норникеля” ответил утвердительно.
“За это время в мире много всего поменялось, а стратегия у нас одна, и под каждой строчкой можно подписаться”, – сказал Владимир Потанин.
Топ-менеджер ГМК напомнил, что основой стратегии стало признание приоритетными первоклассных активов с выручкой более $1 млрд., рентабельностью по ЕВIТDА выше 40% и сроком жизни, то есть периодом, когда отдача от вложенных средств остается для инвестора значимой, более 20 лет. Активы “первого класса” должны обеспечить стабильный уровень возврата вложенных средств и располагаться в перспективных для “Норникеля” регионах.
Вне конкуренции оказался Заполярный филиал “Норникеля”. И при этом недра Таймыра, одного из главных мировых центров добычи и производства цветных металлов, изучены всего на 25%. Поэтому компания запланировала двукратный рост инвестиций в геологоразведку. Второй по размеру актив, дающий более 20% возврата на вложенный капитал в год, – Кольская ГМК в Мурманской области.
Смена стратегии в числе прочего означала и отказ от прежних глобальных амбиций, отмечает Forbes. До этого компания активно скупала горнорудные компании в Ботсване, ЮАР и Австралии. И все они не соответствовали жестким критериям доходности. В мае прошлого года “Норникель” закрыл сделку по продаже золоторудных и никелевых компаний в Австралии примерно за $37 млн., а в октябре договорился продать свои активы в ЮАР и Ботсване за $350 млн.
Еще одно изменение, которое оценил рынок, отмечает издание, в сбытовой политике. Что выгоднее, продать готовый металл или полуфабрикат? Мировые производители цветных металлов сегодня не стремятся к вертикальной интеграции и, если выгодно, продают полупродукты, не тратясь на завершающие стадии производства. Что даст компании следование этому примеру? Даже недостаток металлургических мощностей не будет сдерживать инвестиции в разведку, добычу и первые переделы руды, а вложенные деньги быстрее принесут прибыль.
И все же ведущие товары компании – никель (в 2013 году №1 в мире, 14% глобального производства) и медь (№11,2%). “Норникель” также занимает первое место в мире по производству палладия (2,7 млн. тройских унций, 41%). Как рассказывает Владимир Потанин, в компании “впервые занялись маркетированием” и расставили приоритеты.
“Есть стратегические товары, на которые мы влияем, – палладий и никель, и по ним мы ведем себя как стратеги, то есть продаем товар конечному покупателю и тем самым влияем на рынок, – цитирует Forbes главу “Норникеля”, – а по остальному, например по меди, мы отдаем товар брокеру, и финальная цена от нас не зависит”.
Характеризуя финансовые результаты работы по новой стратегии, Forbes отмечает, что по сравнению с первым полугодием 2013 года за тот же период 2014-го выручка увеличилась с $5,6 млрд. до $5,7 млрд, ЕВITDA – с $2,3 млрд. до $2,5 млрд., чистая прибыль выросла с $0,5 млрд. до $1,5 млрд.
Эффективность финансовых результатов работы по новой стратегии не вызывает сомнения. Вместе с тем компания сосредоточилась на решении экологических проблем. В этой связи в следующем году будет закрыто грязное и устаревшее никелевое производство. Находится в черте Норильска Никелевый завод, построенный в 1942 году, будет остановлен, что позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в городе. Ускоренное закрытие завода обходится в несколько млрд. руб., а связанные инвестиции по переносу производств на другие площадки – более чем в 70 млрд. руб. С экологией связан и другой крупный проект – снижение выбросов в атмосферу диоксида серы. По контракту с “Норникелем” технологию концентрирования диоксида разрабатывают ученые американского исследовательского центра MATRIK, а технологию получения серы из высококонцентрированного диоксида серы – французской LGI, пишет издание.
editor, Александр Антонов