#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В истории Норильска было время, когда основным видом местного транспорта был железнодорожный. При этом паровозы перевозили не только технологические грузы для производства, но и осуществляли пассажирские перевозки. Поэтому железнодорожные пути находились в непосредственной близости от жилых домов. И это касалось застройки не только Старого города, но и нового – кварталов Горстроя. Более того, в некоторых местах железнодорожная колея была проложена прямо по территории нынешних жилых районов и даже некоторое время вплотную соседствовала с ними.
Самая известная пассажирская станция находилась в районе парадного въезда в город. А им в 1950–60-х годах было южное направление, шоссе из Старого города, которое вливалось в торжественную Октябрьскую площадь. К ней и примыкали вплотную железнодорожные пути, здесь же находилась и станция, тоже названная Октябрьской.
Это тупиковое ответвление от основной железнодорожной ветки проложили в начале 1960-х годов. В то время пассажирские пригородные поезда на многих направлениях заменяли автобусы. А городской вокзал вместе со станцией Норильск-Сортировочная были отнесены далеко от жилых кварталов. 29 апреля 1961 года движение норильских поездов продлили до станции Площадь Октябрьская. В следующем, 1962 году на площади построили аккуратный деревянный павильон – мини-вокзал, где был зал ожидания и продавали билеты. Рядом – деревянная посадочная платформа.
Получился участок пути длиной около полутора километров от станции Зуб-гора до парадных ворот Норильска – Октябрьской площади, и отсюда пошли первые прямые пассажирские электрички до Кайеркана.
Позже к новой станции электрички стали приходить и из нового аэропорта в Алыкеле.
И все эти десятилетия город радовался удивлению своих гостей, когда на выходе из вагона их нежданно-негаданно встречала парадная дворцовая архитектура, какую совершенно не ждешь увидеть в Заполярье.
Здесь же летом грибники садились в «поезда здоровья», а в Дудинку от Октябрьской площади уходили «пионерские составы». Ежегодно по Енисею в лагерь «Таежный» отправлялись около 12 тысяч школьников.
Электричка прибывала на станцию Площадь Октябрьская до начала 1990-х годов, когда на четной стороне улицы 50 лет Октября началось строительство. В 1992 году рядом с павильоном стали возводить девятиэтажку на улице 50 лет Октября, 2. В связи с этим станцию убрали, а вскоре и все пассажирские железнодорожные перевозки в Норильске были закрыты.
Железнодорожные пути проходили через городские кварталы и в районе улиц Кирова, Павлова и Талнахской. Дело в том, что еще в 1936 году по этой площадке проложили узкоколейную железную дорогу на Валек. Тогда никто еще не подозревал, что она пересекает будущие городские кварталы, но от застройки первой очереди – нынешнего исторического центра – ветка прошла в стороне. В 1949 году ветку узкоколейки на Валек за ненадобностью разобрали, но рельсы через город все равно шли: к первым кирпичным заводам, к песчаному и глиняному карьерам. В 1950-х годах ветку спрямили, чтобы она не цепляла строящиеся городские кварталы. Но она тем не менее пролегла ровно по проезжей части современной улицы Талнахской – от ее начала и до нынешнего дома №30.
В начале 1960-х годов по старой узкоколейной насыпи проложили новую железнодорожную ветку до Норилки, к строящемуся мосту, и далее – в Талнах. А недалеко от места, где в будущем построят универсам №3, появилась станция Городская. Она стала главным «талнахским вокзалом». Все поезда правобережного направления уходили именно отсюда. Время в пути от станции Городской до Талнаха составляло 50 минут.
В середине 1970-х годов по мере застройки Норильска вблизи появилась более крупная пассажирская станция Голиково (названная в честь директора «Норильскпроекта» Валерия Голикова). И уже она стала принимать и отправлять железнодорожные поезда в Талнах в обход городских кварталов.
В предыдущем выпуске рубрики «Автографы истории» мы рассказывали об истории и географии Заполярного драматического.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: Ольга Задеряка, архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»