#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Большая норильская экспедиция 2021 года заканчивает свои полевые исследования на Таймыре. На протяжении нескольких месяцев ученые из 12 научных организаций проводили тщательное изучение состояния водоемов и почв полуострова. Суммарно за три этапа нового сезона экспедиции этого года проработано более 100 точек и отобрано свыше 1000 проб общим весом около 800 килограммов.
Третий этап экспедиции, завершающий, затронул главным образом исследования по гидрологии и гидрохимии. Ученые в течение всего лета, начиная от паводкового периода и до завершения рекультивационных работ, наблюдали динамику изменения валового содержания и компонентного состава углеводорода в водных образцах.
Детальное изучение последствий разлива нефтепродуктов затронуло все водотоки на данной территории: ручей Безымянный, реки Норильскую, Далдыкан и Амбарную, озеро Пясино, реку Пясину, а также фоновые территории – озера Мелкое и Лама. Кроме того, были проведены исследования почв и грунтов на всех пойменных территориях, а также изучение зоо- и биоразнообразия.
Наиболее трудоемкой на третьем этапе оказалась работа на озере Пясино – несколько дней из-за изменчивой погоды ученым не удавалось добраться до водоема.
«Несколько точек, буквально две-три, были не охвачены на северной стороне озера, их не удалось отобрать в этот раз из-за сложных погодных условий, а в целом у нас все отобрано. Эти точки не удалось отобрать только в динамике этого сезона, весенние и летние образцы есть, пробы в любом случае будут обрабатываться, то есть на представительность результатов это явно не повлияет», – подчеркнул Николай Юркевич, руководитель полевого этапа БНЭ-2021, директор НИЦ «Экология» СО РАН.
По прошлогодним исследованиям предполагалось, что загрязняющие вещества, попадающие в Пясино через реку Амбарную, дальше озера не распространяются. Эти предположения были подтверждены в результате анализа проб.
«По тем данным, которые представили в прошлогоднем отчете, было ясно видно, что если до озера Пясино, южнее, наблюдались концентрации загрязняющих веществ, то севернее всего этого уже не было, там все на уровне фоновых концентраций, – поделился данными научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Алексей Еделев. Озеро – это, можно сказать, барьер, и поэтому его тоже важно проверять. Его исследовали в 2020-м, и в этом году мы старались на нем отбирать пробы, насколько получалось, и максимально представительно это сделали».
Алексей Еделев также отметил явную разницу в состоянии водоемов, находящихся ближе к месту аварии, таких как река Далдыкан, по сравнению с прошлым годом. Тем не менее ученый считает, что мониторинг нужно проводить хотя бы ежегодно, не только на предмет последствий прошлогодней аварии, но и для оценки экологической обстановки в регионе в целом.
Одним из важных направлений работы на третьем этапе БНЭ-2021 также стали ихтиологические исследования, которые проводились при активном участии представителей коренных малочисленных народов Севера: они содействовали в предоставлении водного транспорта и в решении задач пробоотбора по северным районам.
«Достаточно хорошие были уловы и с точки зрения видового состава, и с точки зрения количественного. Основная задача – определение токсикологических характеристик рыбы, возможность ее использования для хозяйственных нужд. Ихтиолог, с нами работавший, не охарактеризовал рыбу как поврежденную по общему осмотру, визуальному. Описания проведены, и каких-либо нарушений не зафиксировано», – отметил руководитель полевого этапа Николай Юркевич.
Изначальная задача экспедиции заключалась в изучении последствий разлива нефтепродуктов, но ученые сходятся во мнении, что дальнейший мониторинг территории необходим до тех пор, пока экосистема не будет полностью восстановлена.
Николай Юркевич отметил, что потенциал к естественному восстановлению территории вполне неплохой и проблему можно решить общими усилиями в разумные сроки.
«На перспективу три – пять лет, с нашей точки зрения, последствия разлива если не будут полностью устранены, то по крайней мере сведены к минимуму. Но задач в Норильском промышленном районе на самом деле много: это и изучение фоновых территорий, изучение состояния многолетнемерзлых грунтов, изучение зоо- и биоразнообразия, работа с заповедниками и так далее, поэтому мне кажется, что работы на крайнем Севере должны быть ежегодными. У нас на арктической территории не так много городов, из которых можно было бы проводить серьезные исследования, особенно многолетние и протяженные по времени. Поэтому я думаю, что Норильск должен стать одной из баз и основ для детального изучения Российской Арктики», – считает Николай Юркевич.
Полевой этап исследований завершается, но работа ученых продолжается. Отобранные пробы будут тщательно проанализированы уже в лабораториях научных институтов. По словам руководителя полевого этапа БНЭ-2021, ожидать отчет можно не ранее декабря.
«Результаты исследований должны появиться к концу года. В этом году полевые работы более растянуты по времени: мы завершаем уже в сентябре, и объем тоже достаточно большой, добавилась ихтиология и еще определенные задачи. Поэтому, естественно, несколько месяцев уйдет даже при наилучшем сценарии только на аналитику, на получение материалов и затем еще и на обработку данных и их сведение», – заявил Николай Юркевич.
Большая норильская экспедиция стартовала в июле прошлого года по приглашению компании «Норникель», первый этап завершился в июле этого года.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Виктор Царев
Фото: Большая норильская экспедиция