12+

В годы войны Норильск выживал практически без поддержки Большой земли

06 сентября 2022, 18:00

Маленький заполярный поселок стал поставщиком стратегического металла для фронта.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Начало войны поселок Норильск встретил в трудовых заботах. Но самый тяжелый труд был впереди. Затерянный в снегах Заполярья поселок должен был не только выжить практически без поддержки Большой земли, но и стать поставщиком стратегического металла для фронта.

Большой металлургический завод, 1940-е

К июню 1941 года в Норильске уже работали Малый Металлургический завод, Механический завод, агломерационная и опытная обогатительные фабрики, три угольные и три рудные штольни, химическая лаборатория, временная электростанция, цеха водоснабжения и водоотопления, химическая лаборатория, узкоколейная железная дорога, речной порт в Дудинке, автобаза (97 грузовых машин и 24 трактора) и конбаза (715 рабочих лошадей). Строили Большой металлургический завод и ТЭЦ.

Гора Шмидта, Северный склон. Буровая вышка. 1941 год

Война изменила ситуацию в корне. Из-за остановки работы Мончегорского комбината «Североникель» Норильск становился главным возможным поставщиком стратегического металла. За первую военную неделю горняки рудника №1 выдали месячную норму руды. На Малом металлургическом заводе срочно строили электролитных цех. 29 апреля 1942 года там получили первый норильский никель. Вот как писал об этом архивариус Трофим Гармаш:

«1 мая из Норильска в Дудинку отправился необычный состав: паровоз и единственный вагон с первой тонной катодного норильского никеля. Из Дудинки летчик Веребрюсов доставил норильский никель в Красноярск. Этого никеля могло хватить на 25 танков. ГКО решает выделить группу самолетов для постоянной и немедленной доставки норильского никеля в Красноярск. Норильск в годы войны добывал и уголь, в Дудинке им стали бункеровать суда морского флота. И если в 1938 году вывоз угля из Норильска составлял всего 10 тысяч тонн, то в 1941 году – уже 86 тысяч тонн, а в 1945-м – 180 тысяч тонн. К концу войны вес поездов на Норильской железной дороге увеличился до 254 тонн, вместо 16 вагонов по норме машинисты стали водить по 18 и даже по 22 вагона».

Строительство ТЭЦ, 1941 год

Была поставлена колоссальная задача – по максимуму освободить государство от сложного завоза в Норильск технических материалов и продовольствия. Город должен был обеспечивать сам себя в непростых условиях Заполярья, производя из местных материалов все, что только возможно. Норильск производил огнеупорный кирпич и цемент, серную кислоту и взрывчатку, бензин и битумы, химическую и кухонную посуду, самоходные суда и электровозы, витаминный экстракт из хвои и кетгут из оленьих жил. А еще гвозди, кирпич, карбид, железнодорожные вагоны, лопаты, мыло, кастрюли, елочные игрушки, карандаши, тушь, ложки и зубные коронки, столы и табуретки. Писчую бумагу получали, обесцвечивая в гипохлориде исписанную. Не было обогатительной фабрики – плавили богатую жильную руду.

Первый черновой никель большого металлургического завода, 1942 год

«Не было коксохимического завода – кокс обжигали на открытой площадке. Не было опыта – учились в цехе. Не хватало механизации – шихту загружали вручную. Не выдерживали злой стужи и останавливались транспортеры – металлурги носили руду в мешках, но плавку продолжали».

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что предпосылки к строительству Оганера были задолго до его появления.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Самохина

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

06 сентября, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности