#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Впервые «Игроков» на этой же сцене сыграли в дни юбилейной декады, посвященной 50-летию Норильского Заполярного, в 1991 году. Пьеса про «дела давно минувших дней» не утратила актуальности и в ХХI веке.
В творческой биографии московского режиссера и актера Владимира Даная, по его словам, это первая постановка «Игроков»: «Пьеса очень хорошая и в чем-то загадочная. В ней все перемешано. Рядом трагедия, комедия, мелодрама и даже китч. Мы не ставили перед собой задачу специально веселить зрителя, но и не сторонились смешного. А так как это Гоголь, то у него в тексте изначально заложены и юмор, и ирония, и сатира».
Можно также добавить почти детективный сюжет про карточных шулеров, что делает пьесу чрезвычайно востребованной во все времена. Сам постановщик, чтобы не быть сбитым с собственного курса, старался не ориентироваться на знаменитые постановки. Упомянул только телеспектакль своего недавно ушедшего учителя Романа Виктюка, но и его режиссер посмотрел прицельно уже после того, как его собственный замысел сложился.
Своих первых «Игроков» Владимир Данай придумал и осуществил в союзе с художником-постановщиком Дмитрием Разумовым и художником по свету Иваном Виноградовым. В отличие от режиссера оба очень востребованных художника с Норильской драмой сотрудничают впервые. Владимир, еще Смирнов, пять лет назад был участником «Полярки», и его режиссерский эскиз по пьесе Анжелики Четверговой «Фиолетовые облака» остался в репертуаре Норильской драмы. В этот раз всех членов столичной постановочной команды «Игроков» объединили интерес к гоголевской пьесе и прежние совместные работы.
Сценограф Дмитрий Разумов не сумел выбраться в северный город и руководил подготовкой сцены, декораций, костюмов дистанционно. Вместе с режиссером они перенесли действие из придорожного трактира в некое зазеркалье, органично работающее как бытовой интерьер в стиле хай-тек и как воображаемое героями пространство со скелетами в натуральную величину и прочими объектами. Особую атмосферу в спектакле создает декорация и одновременно театральный занавес в виде рубашки старых игральных карт.
Норильская сцена видела немало великолепных сценографов. С театром сотрудничал даже легендарный Эдуард Кочергин, теперь в этом перечне появилось еще и имя Дмитрия Разумова.
Художник по свету Иван Виноградов, как и Разумов, выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ, имеет не менее впечатляющий послужной список. В нем более 60 постановок в театрах России и Европы и сотрудничество с такими звездами, как Дмитрий Крымов, Константин Богомолов, Кирилл Серебренников и так далее. С Владимиром Данаем он делает четвертый спектакль и первый в Норильске. Иван высоко оценил уровень профессионализма своих норильских коллег: «Все понимают, что делают и зачем. В театрах по-разному бывает. Случается, что боишься смотреть свои спектакли через какое-то время, а из Норильска я уезжаю с легким сердцем. Я уверен, что здесь все останется, как мы придумали и сделали».
Режиссеру и художнику по свету очень понравился зрительный зал Норильского театра: стильно, атмосферно. Иван Виноградов сказал, что ему запомнится эта работа ощущением творческой свободы: «Сценография позволила создавать как реалистические, так и мистические картины, возникающие в воображении героев. Я как художник по свету работал без ограничений, и мне было очень интересно».
Из актеров, работавших с Владимиром Данаем (Смирновым) в 2015-м над «Фиолетовыми облаками», в этом сезоне остался один Денис Чайников, которому режиссер сразу предложил роль Глова-старшего. Собрав всю мужскую часть труппы, режиссер смотрел, как актеры смогут взаимодействовать друг с другом в спектакле: «Нужна была мозаика, чтобы она совпала по рисунку». Вероятно, поэтому на роль Глова-младшего был выбран Евгений Нестеров. Псевдочиновника Замухрышкина сыграл заслуженный артист России Яков Алленов, новичок в нашем театре, но не на сцене.
В команду «Игроков» Владимир Данай выбрал в том числе ребят молодых, с минимальным опытом, чтобы, по его словам, они не увядали в театре: «Артисты как моряки, им надо куда-то плыть. Остаться на берегу – беда».
Ярослав Сурженко, дебютировавший в этом сезоне, получил роль шулера Кругеля. Алексей Ковригин, работающий в театре с 2016 года, – его собрат-мошенник Швохнев. Слуг изображают Степан Мамойкин и Александр Герасимчев. Степан приехал в Норильск десять лет назад, а Александр – в прошлом, и оба артиста не обойдены ролями.
Повезло с ролью Сергею Даданову. Актеру с уже немаленьким опытом досталась одна из самых выразительных партий в спектакле – азартного махинатора Утешительного, с которой тот блестяще справился.
Центральный образ игрока Ихарева воплотил Роман Лесик. Его музу – карточную колоду Аделаиду Ивановну – оживила инфернальная по роли Евгения Воронова.
Пазл сложился. Мозаика совпала по рисунку. В репертуаре Норильской драмы появилась еще одна интерпретация бессмертной пьесы Николая Васильевича Гоголя.
Как ранее писал «Таймырский телеграф», самому северному в мире театру исполнилось 79 лет. В нынешнем театральном сезоне норильская драма готовится отметить 80-летие.
Валентина Вачаева, Николай Щипко