#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – На замену отечественным вертолетам Ми-8Т, отлетавшим по НПР свой срок, пришли шесть более современных Ми-8АМТ, оснащенных новыми черными ящиками.
Ми-8 – один из самых массовых вертолетов в истории: к середине 2010-х годов выпустили 12 тысяч единиц таких воздушных судов различной модификации. Вот уже несколько десятков лет они взлетают и с площадки аэропорта Валек.
Ми-8 очень подходят для маршрутов в отдаленные места добычи полезных ископаемых, добраться до которых можно лишь по воздуху, а значит, для газовиков и геологов Норильска. На Ми-8 доставляют грузы в отдаленные поселки Таймыра. Транспортировка крупногабаритных предметов на внешней подвеске и поисково-спасательные операции вертолету тоже по плечу.
Ми-8АМТ повторяет конструкцию вертолета Ми-8МТ. Он предназначен для перевозки до 26 пассажиров и одновременно груза массой до двух тысяч килограммов.
Новые вертолеты оснащены и новыми черными ящиками – твердотельными накопителями бортовой системы регистрации БУР-1-2 серии 2.
«Расхожее мнение, что информацию с них берут только в случае каких-то авиационных инцидентов, в корне неверно. Данные с этого оборудования анализируются после каждого полета, – рассказывает начальник группы расшифровки и анализа полетной информации предприятия «Норильск Авиа» Альбина Берко. – Имеющиеся в наличии необходимые средства позволяют нам производить проверки и диагностику нового оборудования непосредственно в нашей компании. Это большой плюс».
На твердотельных накопителях бортовой системы регистрации БУР-1-2 серии 2 сохраняется информация о последних 50 часах полета.
В отличие от прошлых громоздких черных ящиков – самописцев с магнитной лентой в качестве носителя полетной информации сегодня она представляет собой обычный файл данных и передается на флешке в группу расшифровки для анализа и диагностики на наземном оборудовании.
«Для системы БУР-1-2 серии 2 существуют разные возможности расшифровки. Есть автоматизированная обработка полетной информации и экспресс-анализ для выявления отклонений в пилотировании и работоспособности воздушного судна в случае расследования авиационного инцидента, – поясняет Альбина Берко. – Мы работаем во взаимодействии с инженерно-техническим персоналом, летным комплексом, инспекцией по безопасности полетов».
В сформированном в черном ящике файле данных с информацией об одном летном дне Ми-8АМТ содержатся подробности о предполетной подготовке, запуске двигателей, оборотах несущего винта, о пространственном положении вертолета и его высоте – все действия экипажа и работа бортовых систем как на ладони.
Работа группы расшифровки и анализа полетной информации предприятия «Норильск Авиа» направлена на повышение безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов.
Ранее мы писали об оснащении вертолетов «Норильск Авиа» системой геопозиционирования и о подготовке авиапредприятия к зиме.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Татьяна Рычкова
Фото: Артем Финн