12+

Таяние льдов может нанести ущерб инфраструктуре в Арктике в пять триллионов рублей

10 ноября 2021, 13:30

По мнению ученых, еще есть время предотвратить негативный сценарий.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В Федеральном автономном научном учреждении «Восточный центр государственного планирования» («Востокгосплан») подсчитали, что таяние льдов к 2050 году нанесет ущерб для арктической инфраструктуры в пять триллионов рублей. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал директор учреждения Михаил Кузнецов. По его словам, только для жилых зданий такой ущерб за 29 лет может составить 770 миллиардов рублей.

Еще есть время предотвратить негативный сценарий. Сейчас исследователи разрабатывают план по адаптации к изменениям климата. «Востокгосплан» инициировал создание единой межведомственной системы мониторинга, чтобы ведомства делились информацией, она стекалась в единый центр, а ученые и управленцы имели бы возможность сделать выводы и подготовиться к изменениям.

Сейчас из-за потепления тундра зарастает кустарниками и деревьями. При этом в арктической зоне Сибири растут площади выжженных лесных участков. Граница местами уже достигла побережья Ледовитого океана.

Оттаивание вечной мерзлоты, вероятно, приведет к открытию новых микроорганизмов и бактерий, которые окажут серьезное воздействие на здоровье людей и животных и могут привести к появлению новых заболеваний. Но таяние льдов несет в себе и возможности.

«Отступление вечной мерзлоты приведет к активному развитию Северного морского пути, что, даже по данным The New York Times, на 40 процентов сократит срок доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу. Кроме того, процесс таяния мерзлоты облегчит доступ к минерально-сырьевой базе Арктики, а также позволит обрести новые источники энергии. В вечной мерзлоте находятся огромные месторождения газовых гидратов, которые рассматриваются как сырье будущего», – отметил глава «Востокгосплан» в интервью «РГ».

Как рассказал Михаил Кузнецов, разработанный флагманский цифровой двойник Севморпути – ArcticLabs – позволяет моделировать транспорт, логистику, энергетику, бизнес-процессы, компании, отрасли, регионы и города с пониманием узких мест, рисков и потенциала развития ключевых проектов в Арктической зоне России, связанных единой логикой Северного морского пути.

«Мы создали сценарную модель того, что будет с Севморпутем в суровых климатических условиях, какие проекты будут реализовываться. Модель рассчитывает потребность в судах, складах, ледокольной проводке, позволяет определить, какой объем грузов можно вывезти при данной расстановке ледоколов.

Мы анализируем, какой грузооборот получился, какова будет добавленная стоимость перевезенной продукции, какие налоги получат арктические регионы, сколько будет создано рабочих мест и даже какие будут выбросы СО2. Такой анализ мы проводим по каждому из проектов. Результатами расчетов пользуются государственные органы, а также инициаторы ключевых арктических проектов», – отметил Кузнецов.

Коме того, уже подготовлена первая модель цифрового двойника северного завоза, которая поможет его оптимизировать. Собрана информация по всем 25 регионам. Планируется, что модель по всем регионам будет готова к началу 2022 года.

«В поселениях, недоступных круглогодично, проживает более трех миллионов человек. Ежегодно им завозят около 3,1 миллиона тонн жизненно важных грузов, 75 процентов которых – топливно-энергетические ресурсы. Всего на завоз в год тратится 72 миллиарда рублей, из них 14,2 миллиарда – прямые госсубсидии.

Лидер по объему завоза – Якутия с большим отрывом от остальных. За ней следуют Чукотка и Красноярский край. По показателю уровня затрат на завоз чемпионом является Красноярский край, а уже за ним идет Якутия», – пояснил Михаил Кузнецов.

Сейчас северный завоз находится в зоне ответственности региональных властей, и в каждом регионе сложилась своя практика. Главный приоритет – чтобы не было перебоев с поставками.

«Пример: в пандемию жители одного из поселений остались вообще без продуктов, так как съели все запасы. Просто ошиблись с планированием, на ковидное время домой вернулись дети с учебы и все съели. Наша задача – чтобы таких случаев не было», – подчеркнул Кузнецов.

При построении моделей «Востокгосплан» опирается не только на статистику, но и при возможности – на большие данные. На основе всей доступной информации строят прогнозы на три-пять-десять лет и проводят сценарный анализ: что будет с регионом, отраслью, крупным проектом при различных условиях.

Основных сценариев всего три: инерционный – если ничего не делать, базовый и прогрессивный. Задача «Востокгосплана» – проанализировать, что нужно сделать, чтобы реализовался самый амбициозный сценарий.

Ранее «Таймырский телеграф» писал, что за мерзлотой в Норильске следит новая система мониторинга. Также мы сообщали, что термостабилизацию грунтов под жилыми домами начнут в 2022 году.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Анжелика Степанова

Фото: Николай Щипко

10 ноября, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности