12+

«Ревизор» с ожидаемо неожиданным финалом

12 ноября 2024, 16:30

Премьера постановки Николая Реутова прошла на сцене норильской «Маяковки» с аншлагом.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Новый взгляд на классику, которая оказалась актуальной и для современности. Проблемы поколений отцов и детей, карьеризм и очковтирательство, инфантилизм, нежелание и неумение брать ответственность за свои поступки, страх перед расплатой и желание отсрочить приговор судьбы.

Билеты на гоголевскую классику раскупили задолго до первых показов. Норильчане жаждали встречи с произведением, которое большинство изучало в рамках школьной программы, и вместе с этим им было интересно увидеть взгляд на «Ревизора» Николая Реутова, хореографа и режиссера. Его точка зрения однажды их поразила в «Тартюфе».

«Я попробовал рассказать историю такой, какой она мне кажется сейчас, и она получилась невеселой, несмешной. Хотелось поговорить о человеке, о том, что с ним происходит, как его может сломать или перевернуть какое-то обстоятельство», – говорит Николай Реутов.

«Ревизор» оказался как раз тем случаем, когда ожидание и реальность совпали в полной мере, и в дополнение к эмоциональности постановки стал неожиданный для многих финал. Концовка производит впечатление грома среди ясного неба и в полной мере демонстрирует трагичность судьбы главного героя. Трудно сказать, финал ли это его жизни или, может быть, еще будет продолжение вне больничной палаты. Очевидно одно: все, что происходит с нами, – это следствие наших поступков, мыслей и божьего промысла. Об этом говорит и режиссер Николай Реутов.

«Когда Бог смеется, он не спрашивает, как мы это ощущаем. Там сверху над нами смеются и не спрашивают, что мы чувствуем. Это комедия, пусть и не веселая. Будет весело – посмеемся, нет, значит, задумаемся. Задуматься порой гораздо важнее, чем посмеяться. Пусть даже и над собой. По сути, мы все участники божественной комедии», – делится Николай Реутов.

Концепция спектакля сложилась в три дня. В первый день режиссер с артистами прочитали пьесу, на второй – начали пробовать этюды, а на третий день был поставлен свет, подобрана музыка.

Взаимосвязь с норильской средой добавляют камни, разбросанные по сцене. Булыжники выглядят настолько монументально и тяжеловесно, что в первый миг думаешь о том, как же артисты будут перемещаться по сцене. Это ж ноги можно переломать, но в процессе спектакля ты понимаешь, что это обманчивая тяжесть и травматичность. На мысли о Норильске наталкивают и декорации – дома-коробки, острая геометричность форм декораций, их некоторая потрепанность и разбитость и как будто будничные диалоги.

«Ассоциация с Норильском закономерна, мы находимся на норильской земле, но это не только про северный город. Я очень много езжу по России и нечто подобное вижу и в других городах. Я не стал бы говорить об осовременивании пьесы. Скорее, это классическая пьеса в современной жизни. Это обычные житейские проблемы, которые никуда не уходят просто потому, что человек по своей сути не меняется. Пройдет еще 1500 лет, и это будет также актуально. Перед человеком будут вставать те же самые вопросы. Мне очень интересно посмотреть, как будет пьеса перекликаться с нашей жизнью», – пояснил режиссер.

Про постановочную команду спектакля режиссер говорит, что это команда мечты. Это великолепный художник-сценограф Анвар Гумаров, замечательные художница по костюмам Наталья Дружкова и художник по свету Тарас Михалевский. Музыку к постановке подбирал ее создатель.

И конечно же, нельзя не отметить прекрасную игру артистов. На сцене они создавали невероятную энергетику по накалу страстей. На глазах зрителей раскручивалась настоящая человеческая драма. Причем переживания затрагивали не только одного человека, а всех героев постановки. У каждого свое горе. У городничего, которого блестяще сыграл Александр Жуйков, одна трагедия, у его супруги в исполнении Варвары Бабаянц – другая. Подростковый протест и недолюбленность переживала их дочь Мария Антоновна – Анастасия Черкасова.

Метания и переживания за свою должность судьи Тяпкина-Ляпкина – Николай Каверин. Нервозность за делишки, сотворенные в богоугодных заведениях, граничащая с предынсультным состоянием, у их попечителя Земляники – Евгений Нестеров. Жизненная драма, переплетенная с вечной потребностью в деньгах, – у смотрителя училищ – Павел Авдеев. Любитель подглядывать в замочную скважину, а точнее читать чужие письма, а некоторые, особо понравившиеся, оставлять себе с острым переживанием за свое место – таким получился почтмейстер у Степана Мамойкина.

Совсем иначе заставил взглянуть на Бобчинского, городского помещика, Роман Лесик. В школьные годы этот персонаж казался каким-то невнятным и непонятным, а тут целая личность со своими страстями, страхами, надеждами и чаяниями. Теперь язык не поворачивается назвать эту фигуру незначительной. Отчаянием на грани поразила жена унтер-офицера – Инесса Талашкевич. Рассудительностью и преданностью своему господину-шалопаю запомнился Осип, слуга Хлестакова, – Сергей Даданов.

Ну и наконец, Хлестаков, которого сыграл Александр Носырев. Порочный юноша, живущий ради своих страстей. Его фраза: «Хлестаков – это я! Я, как нож в масло, вхожу в такое общество!» – характеризует натуру этого мота и его личную трагедию.

В финале героев пьесы накрывает крах надежд, страх расплаты, потеря репутации, чести, любви и неопределенность вплоть до сумасшествия. И фраза из «Развязки «Ревизора» Николая Гоголя: «Что за ад в твоей душе городничий?» – наглядно показывает, что происходит с людьми. Ее можно отнести к каждому из персонажей. У каждого из героев свой ад в душе. Так же как и свой ад в душе есть у каждого из живущих на этой земле.

Еще одна гоголевская реплика из пьесы «Развязка «Ревизора» расставляет все по местам и заставляет зрителя крепко задуматься над своей жизнью и поступками: «Страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба». Писатель считал, что настоящий ревизор человека – это его совесть.

В зале на мгновение повисает тишина, которая потом взрывается овациями. Спектакль в хорошем смысле переворачивает и трансформирует душу.

Ранее «Таймырский телеграф» писал, что «Ревизор» в постановке Николая Реутова – это испытание страхом.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Мария Санина

Фото: Николай Щипко

12 ноября, 2024

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности