#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Норильску изначально отводилась роль арктического фронтира – передовой линии, откуда шло освоение Заполярья. Но на стадии «красных палаток», в которых зимуют отважные полярники, он не остановился. Цель была – обеспечить норильчанам такой же уровень повседневного комфорта, что и в любом городе на материке. Самым наглядным шагом в этом направлении был городской бассейн.
Строительство норильского бассейна закончилось к октябрьским праздникам 1959 года. 6 ноября его приняла госкомиссия, а через день состоялось торжественное открытие, которое стало большим общегородским событием. Билеты на праздник распределяли по предприятиям. На трибунах могли поместиться только 400 человек, но народу собралось гораздо больше.
«8 ноября с раннего утра сюда вереницами потянулась заполярники. Не терпелось посмотреть красавец-бассейн, – писала городская газета. – Здесь все было необычно. Теплый, как в субтропиках, воздух, зеленовато-прозрачная и теплая, как в море, вода мелкими волнами билась о кафельные берега. Яркий свет прожекторов с высоких балконов заливал десятиметровую вышку и ванну бассейна, вмещающую миллион литров воды», – вспоминал первый его директор Искандер Файзуллин.
Событие это было настолько важным в жизни Норильска, что журналист Анатолий Львов в своей книге «Спортивный климат Норильска» подробно рассказал о том, как это было.
«Не помню уже, каким этот день вошел в метеосводки, кажется, что было солнце, что через стекла били лучи… Бассейн был полон. Сверкал в лучах прожекторов кафель казавшейся огромной ванны. Голубая вода звала к себе, высвеченная, блещущая, теплая…
Дмитрий Максимович Муравьев, начальник «Горстроя» и спортсмен, одет, замечаю, не по обстановке. Все вокруг нарядные, торжественные, при галстуках, как на театральной премьере, а он, несколько франтоватый даже в собственном кабинете, – и вдруг в «пляжных» брюках, без пиджака, в белой рубашке, но с расстегнутым воротом, в кедах… Судить, что ли, будет первые заплывы? Он-то судья всесоюзной категории, это известно, но ведь не по плаванию? Как может быть по плаванию – в Норильске? А Муравьев – норильчанин с довоенных времен, сразу из института – сюда, в Заполярье. Видел на старом снимке, как он прыгает на лыжах, и сейчас еще лыжник. Точно известно, был чемпионом Норильска по гимнастике. Вдруг несколько парней поднимают Муравьева на руки, несут к бортику, он не сопротивляется. Все ясно! Кто-то ему шепнул заранее: без купели не обойдется, можете, конечно, и во фраке прийти, но в воду бросим обязательно – как руководителя стройки и как спортсмена, который не утонет… Звучный всплеск, фонтан брызг, сочувствующий смех трибуны. Проходят секунды, «потерпевший» выплывает и, едва ощутив под ногами твердую почву, благодарит за право первого купания».
«…А сегодня у меня двойной праздник – наконец-то молодежь Норильска получила плавательный бассейн. Я радуюсь не только как строитель, своими руками возводивший это здание, но и как спортсмен. Еще в школьные годы я стал увлекаться легкой атлетикой и плаванием. Не бросил заниматься спортом и когда работал на суконной фабрике в Тбилиси. Не раз приходилось выступать там за честь своего коллектива. В Норильске с плаванием пришлось распроститься. Конечно, в теплые летние дни я не упускал возможности искупаться. Но о плавании как о спорте можно говорить только сейчас, когда у нас есть плавательный бассейн. Теперь я могу вновь вернуться к своему любимому виду спорта. Об этом же мечтают и мои товарищи по работе. Наш плавательный бассейн – чудесное сооружение. Большое водное поле, две вышки, шесть дорожек, красивая отделка внутри. И он кажется мне лучше других, наверное, потому, что в его строительстве участвовал и я». Е. Давитая, штукатур конторы «Горстрой»
Площадь зеркала воды норильского бассейна – 25х15 метров. Установили и вышки: сначала десятиметровой высоты, потом добавили трех- и пятиметровые, плюс трамплины. Вышки, правда, пришлось демонтировать в 1976 году из-за коррозии конструкций. Для регулярных профилактических облучений в бассейне работал и фотарий – предтеча нынешних соляриев. Норильские медики давно знали о том, что световое голодание вызывает недостаток витамина D и нарушает фосфорно-кальциевый обмен. А нужный уровень солнечной радиации на Крайнем Cевере исключен с сентября по май либо из-за полярной ночи, либо из-за холодного климата – ведь верхняя одежда тоже препятствие для загара.
Норильский плавательный бассейн очень долго – четверть века – оставался единственным в Большом Норильске. В 1980-х он работал по 18 часов в сутки с перерывом на один-два летних месяца. Горожане, желающие приобрести абонемент на следующий месяц, караулили начало продаж, стояли на улице возле бассейна в очередях, жгли костры и соблюдали очередность. Одного бассейна для такого города, как Норильск, всегда не хватало. С 1960-х годов меленькие бассейны-лягушатники стали появляться в детских садах. В декабре 1982 года в Талнахе было сдано в эксплуатацию здание плавательного бассейна «Волна» с двумя ваннами. В 1987 году третий в Норильском промышленном районе бассейн вырос в Кайеркане.
В прошлом выпуске рубрики мы писали о снегоборьбе в Норильске.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: Ольга Задеряка, архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»