НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Заполярный транспортный филиал компании «Норникель» (ЗТФ) готовится к завершению зимней навигации и началу паводкового периода в Дудинском морском порту. Этот международный речной и морской транспортный узел – самый северный в России и крупнейший в Сибири. Он уникален по гидрологическим факторам: это единственный в мире порт, обустроенный затопляемыми во время весеннего половодья причалами. Ежегодно перед паводком здесь, как лего, демонтируют все инженерно-технические сооружения и эвакуируют краны, а после ухода воды возвращают на свои места.
Нынешняя зимняя морская навигация стартовала 1 ноября 2019 года. За полгода докеры морского порта ЗТФ обработали 678 тысяч тонн разных грузов в обоих направлениях. Погрузочно-разгрузочные работы выполняли на 39 судах корпоративного флота «Норникеля», в числе которых – пять контейнеровозов высшего ледового класса и танкер. До начала межнавигационной паузы, длящейся около месяца, портовикам предстоит разгрузить и загрузить еще восемь морских судов. На них в Дудинку доставят около 58,5 тысячи тонн грузов. Для сравнения: в зимнюю навигацию-2018/19 общий грузооборот был примерно таким же, как в навигацию 2019/20 – почти 720 тысяч тонн.
Традиционно 80% грузооборота составляют материалы и оборудование «Норникеля». Остальное – товары бытового назначения и продовольствие. Эффективная организация работы ЗТФ позволила обрабатывать суда корпоративного флота компании без задержек и оперативно направлять срочные грузы промышленного назначения.
В апреле с причалов ЗТФ, которые традиционно затапливаются талыми водами, уже подняли в неподтопляемую зону пять портальных кранов марки «Кировец». Их переместили за два дня, при этом четыре крана подняли в рекордное для порта время – всего за одну рабочую смену. Как сообщает ЗТФ на своей странице «ВКонтакте», в прошлые годы поднимали максимум по два-три крана в день. Притом что сейчас, в условиях противоэпидемических мероприятий, порт работает в особом режиме.
Следующим этапом в подготовке к паводку станет подъем к месту отстоя портальных кранов второго района, запланированный на май, и подъем мобильных кранов, работающих «до крайнего судна» на первом районе. До начала периода затопления с производственных площадей, которые уйдут под воду, портовики переместят более 8 тысяч тонн грузов, несколько сотен контейнеров с различными материальными ценностями, 12 мобильных портовых кранов Liebherr и значительное количество объектов портовой инфраструктуры.
Гидрологи прогнозируют, что затопление причалов ЗТФ, расположенных на восьмиметровой отметке, начнется с 10–15 мая. Как уже писал «Таймырский телеграф», ледоход в районе Дудинки ожидают в этом году раньше, чем в прошлом, по уточненным прогнозам – с 20 по 25 мая.
Ольга Полянская, пресс-служба «Норникеля»