#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Новым героем рубрики «Я выбираю спорт» стал Роман Репин, начальник отдела планирования, организации закупок, транспортных услуг и договорной работы управления транспортного обеспечения транспортного департамента ЗФ «Норникель».
В ответ на вопрос, можно ли считать горные лыжи серьезным увлечением, Роман рассмеялся: «Конечно, я на них с 11 лет! Сейчас мне 43, и все это время катаюсь. Так что это уже образ жизни».
Горные лыжи настолько увлекли его в юности, что Роман даже ушел из плавания, которым занимался на протяжении десяти лет.
«У меня был хороший уровень, но карьера спортсмена меня никогда не прельщала. Лет в 15 стало трудно совмещать плавание с горнолыжным спортом, я стал прогуливать субботние тренировки, чтобы съездить на гору.
Тренер прямо спросила меня, в чем дело, поставив вопрос ребром. В ответ я выбрал горные лыжи, хотя перспектив в них особенно не было: в спортшколу я не ходил и не катался в то время на высоком уровне. Просто это были нереально крутые ощущения. Как и сейчас.
Так что ушел из плавания почти без сожалений. А когда уже начал работать, окончив в Норильске техникум и вуз, все же в некоторой степени стал спортсменом: на протяжении десяти лет я выступаю на всех корпоративных стартах »«Норникеля» по горным лыжам».
Началось увлечение стихийно: Роман рассказывает, что в свое время с друзьями ходили на беговых лыжах. Сначала в рамках школьных уроков физкультуры, затем решили расширить границы и выбирались в тундру. Во время таких прогулок и забрели по пути с Красных Камней на горнолыжную базу. И увидели, как их сверстники катаются с горы на беговых лыжах, используя для подъема канатную дорогу. Решили тоже попробовать.
«С тех пор как отрезало – никаких лыжных пробежек. Только катание с горы. Я, честно говоря, считаю беговые лыжи более травмоопасными, чем горные. Нога не зафиксирована, лыжи куда-то едут сами», – рассказывает Роман.
На вопрос, где и как добыть дорогое и редкое горнолыжное оборудование в 90-е, он говорит: приходилось изворачиваться. Первые ботинки и лыжи, рассказывает наш герой, родители приобрели с рук. Потрепанные, старые, но они больше подходили для спусков с горы, чем обычные беговые. Но уже на следующий сезон нога 12-летнего парня выросла (как и он сам, разумеется), и озадачились новым оборудованием.
«Мои родители не зарабатывали много и не могли себе позволить приобретать каждый сезон комплект оборудования для горных лыж. А кататься хотелось. Потому мы с друзьями стали сами искать варианты. После школы на оптовке разгружали продукты. Или выменивали друг у друга лыжи, ботинки с доплатой, кому-то помогали, за что получали небольшую плату. В общем, это были 90-е, мы выживали, как могли», – вспоминает он.
Новое увлечение Роман осваивал самостоятельно: наблюдал за более опытными лыжниками, примечал правильные, с его точки зрения, движения, спрашивал. В то время как он вспоминает, в городе не было инструктора по горным лыжам, была только горнолыжная секция.
Со временем, приобретя как опыт, так и травмы (например, дважды ломал ногу), он сумел дорасти до техничного, ответственного катания:
Понятно, что травмы чаще случались в юности, когда только учился азам, плюс не было страха. Даже шлем сначала не надевал, ведь в 90-х его нужно было первым делом раздобыть, и стоил он немало. Первый шлем появился в начале 2000-х и воспринимался поначалу как «непромокаемая шапка». И только после того как я в Приэльбрусье, оставшись без лыж после падения на крутом склоне, метров 30 летел вниз, тормозя ботинками и головой, одетой в шлем, понял безопасность, которую он дает. Сегодня я обязательно соблюдаю правила и надеваю шлем. Да и вообще последние десять лет предпочитаю кататься по подготовленным трассам на спортивных горных лыжах. Прошло время сумасбродства, экстремального катания по «бездорожью». Фрирайд я перерос. У горнолыжников есть поговорка: «Хороший фрирайдер – старый фрирайдер».
Сегодня Роман мог бы уже сам преподавать этот увлекательный вид спорта, для чего прошел обучение и сдал экзамен на инструктора. Но сертификат так пока и не пригодился – доступа на гору нет, занятий – тоже, а документ спустя время аннулируется и требует подтверждения квалификации.
«Вместе со мной еще девять норильских ребят прошли обучение на категорию С в Национальной лиге инструкторов. Я уже думал набрать детей в группу выходного дня, чтобы заниматься с ними в свободное от основной работы время. Но пока, к сожалению, это невозможно. Горнолыжка не работает, хотя у нас немало желающих заниматься, в том числе детей.
У нас, кстати, всегда были сильные ребята. Например, здесь тренировали такие наставники, как Андрей Давыдов или Вячеслав Молодцов, который в свое время был личным тренером норильского паралимпийского чемпиона Сочи Валерия Редкозубова. Сегодня, в том числе их воспитанники, представляют город на корпоративных стартах в составе команды Заполярного филиала, Заполярной строительной компании и других», – отмечает он.
Роман Репин – пример человека, который многое обрел в своем увлечении: удовольствие, вторую профессию, но главное – семью. Супругу он тоже встретил на горе: девушка осваивала сноуборд, а потом тоже «пересела» на горные лыжи. Так что теперь она, уже в статусе супруги. разделяет его интересы, и Репины вместе ездят на зимние каникулы в горы. Например, покоряли итальянские и французские Альпы, катались на Красной Поляне.
Но больше других мест Роман любит Приэльбрусье.
«Впервые я туда приехал в 2003 году и больше десяти лет ездил каждый год. Последний раз был в прошлом феврале. Мне нравится, что на Эльбрусе сохраняется та же атмосфера, что и 20 лет назад. Ну, разве что выстроили новые канатные дороги на горе и «жигули» у местного населения сменились на иномарки», – делится он.
Детей – десятилетнюю дочь и четырехлетнего сына – супруги тоже планируют поставить на лыжи, возможно, в марте следующего года, как раз на любимом Эльбрусе. В идеале, говорит Роман, чтобы гора была дома.
«Пока наша гора не работает, нигде не потренируешься. Раньше мы здесь устраивали открытые тренировки, тут проходили первые корпоративные соревнования по горным лыжам и сноуборду среди работников предприятий группы копании «Норникель», приезжали ребята с Кольской ГМК.
Сейчас корпоративные соревнования проходят в Красноярске, Сочи, в Мончегорске, за что огромное спасибо заместителю директора департамента социальной политики – начальнику управления корпоративных мероприятий ПАО «ГМК «Норильский никель» Ирине Петровне Заболотной и ее команде в лице Светы Федоровой».
Из-за отсутствия тренировок и соревновательного опыта последние два года в командном зачете на корпоративных стартах ребята становимся третьими, уступая спортсменам московского офиса «Норникеля» и Кольской ГМК. Но это спорт. Побеждает сильнейший.
«Ребята из главного офиса – большие молодцы. Очень сильно подтянули технику за последние годы. Видно, что регулярно работают над собой. Ну а Кола как всегда высший пилотаж. Колоссальный уровень подготовки. У них сильнейшая горнолыжная школа. На следующий год будет десять лет корпоративным стартам по горнолыжному спорту. Я очень хотел бы попасть в команду. Приложу к этому все усилия».
В прошлом выпуске рубрики «Я выбираю спорт» мы рассказывали об Ольге Алимпиевой, специалисте управления планирования и мотивации персонала отдела бюджетирования, планирования и управления численностью ООО «Норильскникельремонт».
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Мария Соколова
Фото: из личного архива Романа Репина