12+

Норильские зрители хотели бы увидеть все эскизы «Полярки» в афише театра

26 апреля 2023, 13:45

Творческая лаборатория современной драмы подвела итоги.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «Полярка-2023» завершилась. Лабораторию посвятили теме «Театр живого человека» и прошлись по произведениям ведущих советских драматургов. Зрители остались довольны показами, дальнейшая судьба эскизов решится в ближайшее время.

Лабораторные работы в этом году создавали по пьесам, которые будут востребованы всегда: они в хорошем смысле «беспартийны». Авторы говорят с нами о несовпадении в любви, о поиске человека в человеке, исследованиях души, мотивов поступков, о счастье и несчастье. По мнению критиков и зрителей, у режиссера и актеров все получилось. А главное – любимые артисты воспринимались по-новому.

«Что воля, что неволя – все одно» 

Эскиз «Прошлым летом в Чулимске» за пять дней был скроен по пьесе «сибирского Чехова» Александра Вампилова. Более ранний вариант текста назывался «Валентина» и завершался самоубийством героини, 18-летней девушки из богом забытого поселка (роль досталась Анастасии Черкасовой), безответно влюбленной в 32-летнего следователя Шаманова (героя сыграл Яков Алленов).

В версии норильского режиссера Тимура Файрузова Валентина в финале выходит замуж не за домогавшегося ее «братка» Пашку (Александр Носырев), а за совершенно никчемного и нелюбимого ею Мечеткина в исполнении Сергея Даданова.

Под руководством мастера лабораторных экспериментов актеры блестяще разыграли драму человеческого одиночества, где все кого-то любят, но как-то лениво и небескорыстно.

Удачными оказались женские партии. Кроме «луча света в темном царстве» Насти Черкасовой, критики выделили «местную аптекаршу» с крутым нравом, острохарактерную актрису Маргариту Ильичеву, которая хочет «прибрать к рукам» Шаманова, а также Марину Журило, которая сыграла мать Пашки.

За этот эскиз норильчане проголосовали следующим образом: за то, чтобы оставить работу в репертуаре театра, высказались 23 человека, предложили доработать – 17, забыть как страшный сон хотят трое зрителей.

Люди важнее идей

Эскиз московского режиссера Юрия Квятковского по пьесе Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, чего тебе надо?» прошел 22 апреля на основной сцене норильского театра. Есть мнение, что сценическое пространство оказалась великоватым для этой тонкой и по сути камерной работы.

В фокусе – темпераментная, по-советски «правильно заряженная» молодая женщина Надежда, кандидат в депутаты, ее роль исполнила Дарья Дороготовцева. Из всех сил она стремится «спасти мир», помочь всем и во всем, порой вопреки себе, близким, семье и здравому смыслу.

Плюс постановки – в выборе главной героини, верно найденной интонации повествования, глубоком подтексте, типажах «советской массовки» из второго плана. Эскиз не отвечает на вопросы, а только задает их: кто мы, почему страдаем, несмотря на «светлое будущее», что благодаря идеологии, пропаганде и режиму представлял собой тип личности, именующийся homo soveticus.

Иронии тут не так много. Через характер депутатши высвечены главные черты человека той эпохи: первейшая важность труда, беспредельная преданность Родине, членство в коллективе, постоянная заинтересованность в жизни соседей.

«Есть какая-то идея, ради чего стоит жить?» – задается Надя Смолина, но ответа так и не находит, сгорая в прямом и переносном смысле при выполнении общественного задания, которое сама себе придумала.

Свой уникальный текст Шпаликов писал, будучи бездомным: по ночам в здании Центрального телеграфа, на бланках и посылочных формулярах. Ему точно было плохо в моменте, как сейчас говорят. Наверняка поэтому и в литературном материале, и в эскизе не жившего во времена СССР молодого режиссера Квятковского отразилась безысходность, и вера в сверхидею оборачивается крушением идеалов.

Недаром театровед и критик Олег Лоевский, на протяжении 11 лет курирующий норильскую «Полярку», высказал мнение о том, что выбранные для лаборатории авторы оказались не «совсем советскими», знавшими нечто большее, чем просто свое время.

Вторая удача «Девочки Нади» – большое число зрителей, которые смогли включиться в обсуждение концепции и смысла лабораторной постановки. Для многих поднятые темы оказались близкими, волнительными. Голосование в итоге выглядит так: оставить как есть – 78, доработать – 15, забыть как страшный сон – 18.

Поэзия в драме  

У пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» есть второе название – «Не бойся быть счастливым». За материал в норильском театре берутся в четвертый раз, самая известная версия – поставленный в нулевых спектакль Александра Зыкова с любимыми публикой Сергеем Ребрием, Лаврентием Сорокиным и Анной Титовой. Эскиз в исполнении выпускника ГИТИСа Ярослава Жевнерова стал заключительным в «карусели» «Полярки». Финальный аккорд однозначно.

Обсуждение третьего эскиза «Мой бедный Марат»

Зрители и читатели постарше наверняка помнят эту трогательную историю про мужественного Марата, который после войны возвращается в свою квартиру в Ленинграде, где «как птички на ветке» семьей живут его друг детства Леонидик и его возлюбленная Лика. Даме предстоит делать выбор между мужчинами, но вот незадача – она любит обоих.

Литературный материал «очень чуткого к изменчивости жизни» драматурга Арбузова в скороспелом режиме «Полярки» заметно подрезали. При этом автор эскиза бережно сохранил лирические ноты, суть отношений героев из любовного треугольника, а также главные черты времени, когда люди, прошедшие через войну и блокаду, переосмысливали ценности, пытались заново ощутить и найти себя.

Персонажи у Жевнерова все время существуют крупным планом, с переносом на еще более крупный, фактически портретный – на экране задней фоновой стены. Это весьма непростой ход, с которым справились создатели эскиза.

Зрители и критики «Полярки» Алексей Исаев и Владимир Спешков по максимуму оценили абсолютное попадание в образы и стопроцентно сложившийся актерский ансамбль: Павел Авдеев (Марат), Роман Лесик (Леонидик), Инесса Талашкевич (Лика).

Глубокие, обаятельные, одновременно простые и сложные, очень точно передавшие тысячи оттенков своих состояний, – во время действия от героев невозможно было оторвать взгляд.

По мнению публики, лабораторная работа «Мой бедный Марат» смело может стать достоянием норильского театра. Из 41 голоса только двое против, остальные либо хотят видеть эскиз в афише без изменений – 29 человек, либо готовы отправить его на доработку – 15.

Ранее мы рассказывали об оригинальном открытии «Полярки-2023», выступлении «Хоронько-оркестра» и парадоксах театральной выставки Дамира Муратова «Территория».

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Марина Хорошевская

Фото: Николай Щипко и Александр Харитонов

26 апреля, 2023

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности