#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Середина 1960-х годов. Поздняя осень в Норильске, предзимье. Уходящее перед полярной ночью солнце, надолго улегшийся снег. В кадре – квартал новостроек, не узнать который сложно благодаря расположению домов.
На первых градостроительных планах этот район был отмечен как квартал №56, на современных – это микрорайон №10. Норильчане же наверняка узнали вторую половину улицы Комсомольской. Довольно долго она была западной окраиной Норильска. Ее пограничный статус сказался и на названии: на ранних картах города Комсомольская – не улица, а линия, по аналогии с двумя другими городскими границами – Южной и Восточной линиями.
Большая часть домов в этой части улицы Комсомольской была построена в 1963–1964 годах. А вот застройки Красноярской улицы в перспективе еще не видно, ее время начнется только во второй половине 1960-х годов. Пока же на выезде с Комсомольской протяженный снегозадерживающий забор, за которым – тундра.
Дома, расположенные под углом к проезжей части, – интересный проект по застройке микрорайона №10, предложенный главным инженером отдела капитального строительства комбината Иерохимом Эпштейном. Он задумал такую систему замкнутых дворов, где двойная линия зданий защищала бы центр от ветра. По его замыслу, внутри треугольного квартала, сложенного улицами Комсомольской, Нансена и Солнечным проездом, должно было получиться закрытое от стихии пространство со своим микроклиматом внутри – обширной зоной затишья. Две грани этого треугольника – вдоль улиц Комсомольской и Нансена – в результате были построены. Их дома стоят под углом к осевой линии магистралей, что, по замыслу автора, оживляет монотонную городскую планировку.
Но, несмотря на необычный разворот домов, сами типовые панельные хрущевки выглядели довольно однообразно и уныло. Обращенные к Комсомольской улице торцы вначале украшала лишь невзрачная социальная реклама – например, хорошо видный на снимке голубь мира и четверостишие: «Пусть всегда будет солнце…». Такими торцы оставались следующие десять лет. Только в 1973-м начались работы над яркими мозаичными панно, выполненными по эскизам художников Николая Лоя и Ладо Сурмавы.
Самая яркая деталь этого снимка – лошадь, запряженная в телегу. Гужевой транспорт в Норильске регулярно использовали начиная с 1930-х годов. Но если в первые десятилетия они заменяли грузовые и легковые автомобили, то в 1960-х конная тяга стала принадлежностью жилищно-коммунальной сферы. Летом на них вспахивали поля совхоза и газоны в строящемся городе. Впрочем, оставались и услуги гужтранспорта как тягловой силы. Например, в 1965 году стоимость одного «коне-дня» составляла почти 8 рублей.
Интересно, что на зиму коней «переобували», чтобы они не буксовали на льду, так же как сейчас автомобилисты надевают на свои машины шипованную резину. При наступлении холодов шипы на резьбе просто накручивали на подковы. Гужевой транспорт в Норильске регулярно использовали вплоть до 1970-х годов.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, как строился микрорайон 2–3 в Норильске.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»