12+

Норильчанка рассказала, какой бисер самый ценный и дорогой

16 апреля 2021, 13:45

В руках Лилии Кабыдедовой бусинки складываются в произведения искусства.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «ТТ» продолжает цикл публикаций о лауреатах корпоративного конкурса «Норникеля» «Корпорация звезд». Наша гостя Лилия Кабыдедова не новичок конкурса, она участвует в нем едва ли не с первого года.

Еще шесть тысячелетий назад в Египте появилось искусство, в котором любители ручной работы и творчества стали использовать маленькие шарики из стекла. Тогда они назывались бусра или «фальшивый жемчуг». Арабы именовали этот материал как бусер, после появилось название бисер.

Сегодня лидирующие страны по производству бисера – Чехия и Япония. Мастерицы, в чьих работах можно часто встретить этот материал, готовы отдавать большие деньги, чтобы использовать только эти высококачественные бусинки. А сколько есть видов плетения! Вы знали, что существует плоское параллельное плетение, французское, и это только часть возможных техник?

Работу, отмеченную на конкурсе «Корпорация звезд» – 20 цветочных колье из бисера «Праздничное настроение» – Лилия выполнила как раз из японского бисера. Стоимость его высока и исчисляется тысячами рублей за 95 граммов, но мастерица уверена: результат того стоит. В колье вплетены и натуральные камни, приобретенные ею на материке во время отпусков или заказанные в интернете.

«Чешский бисер сюда бы не подошел. Он более крупный, его можно использовать для плетения цветов, но в основном им вышивают картины на разных холстах. Японский бисер калиброванный, красиво блестит и чаще применяется для создания украшений: брошей, серег, колье», – рассказывает наша героиня.

Бисероплетение – относительно недавнее ее увлечение, ему чуть больше десяти лет. Но с детства Лилия видела, как рукодельничает бабушка – вяжет крючком, мама создает скатерти из льна, причем лен в семье высаживали и обрабатывали для получения нити сами.

«Первый мой бисер был пластиковым: отец резал разноцветную проволоку, получались пластмассовые «бисеринки». Но дальше этого не шло. В школе на уроках труда учили вышивать, шить. Позднее я окончила курсы вязания, причем делала выбор в пользу крупных вещей – свитеров, платьев. Все модные, по выкройкам из журнала Burda Moden. Несколько лет назад пробовала себя на мастер-классах по валянию, но поняла – не мое. Глядя на мои работы, люди говорят, что никогда в жизни этого не повторят, мол, очень трудно. А мне вот валяние дается тяжело. Мне нравится бисероплетение, это кропотливая работа, где нужна усидчивость. Но главное здесь – вдохновение. Бывает, сутки не сплю, делаю изделие. Полчаса покемаришь – и на работу, и обратно скорее спешишь к оставленному плетению», – не скрывает Лилия.

От увлеченности, наличия материала зависит и срок исполнения работы. С одной можно управиться за выходные, другая потребует года. Как, например, хризантема, состоящая из 54 лепестков ювелирного бисера. Каждый из них наша героиня плела около недели – слишком уж тонкая была работа. «Сейчас я такой подвиг не повторю», – смеется она.

Зато в процессе работы постоянно училась. Пробовала разные техники, иглы, бисер. Про себя Лилия говорит, что работает «по старинке»: при вышивке рисунок рассчитывает вручную, с помощью листа в клетку и карандаша, поскольку не владеет компьютерными программами, которые могут помочь в этом.

С рисунком время от времени помогает Нина Птицова, руководитель творческого объединения «Вернисаж», в котором наша героиня тоже состоит.

«Я благодарна Нине Викторовне за участие. Она также организует различные мастер-классы, на которых не только учишься новым декоративно-прикладным техникам, но и общаешься с другими мастерами, что всегда очень интересно», – рассказывает Лилия.

Вместе с клубом, кстати, она  участвовала во множестве выставок (например, наша героиня – постоянная участница выставки «Февральские самоцветы»), а также на благотворительной ярмарке «Подарошная», где благодаря работам мастериц собирали средства на реабилитацию больных детей.

Украшения и картины Лилия научилась делать только пару лет назад. А начинала с вышивки бисером икон. Первую даже освятили в Норильском соборе.

«Можно по-разному к этому относиться, но многие мои подруги приходят постоять у этой иконы: верят, что она приносит добро, благость. Я и сама так считаю. Я многим моим близким и друзьям вышивала и дарила иконы, больше 30 штук раздарила. Всегда вышиваю их с упоением, буквально взахлеб, – делится Лилия. – Первую икону вышивала для старшей внучки ювелирным бисером. Потребовалось около полугода. А для второй внучки буквально за неделю сделала: уже набила руку, знала, какие иголки купить, да и вообще мне очень это дело нравится».

К слову, про внучек: старшая девочка, сегодня второклассница, глядя на бабушку, пошла на кружок «Золотая иголочка», где шьет и вышивает. Лилия привлекает девочек к своему искусству: вместе сделали чокер и браслет, а старшая сама собрала бусы из разных бусин, что довольно сложно. 

«Когда с детства окружен рукоделием, тоже тянешься. Я видела это благодаря маме и бабушке, мои внучки сегодня смотрят на меня. Сын тоже унаследовал интерес к декоративному искусству: хорошо рисует и мастерит, сделал мне на зеркале рисунок розы, она как бы выбита на стекле. Считаю, даже моя работа в некотором роде связана с творчеством. Правда, металлическим. Я работаю на Механическом заводе, на участке, обеспечивающем промзону взаимозаменяемыми деталями. Мы творим, но по четким стандартам. Приходит заготовка или прокат, а отдаем готовую продукцию».

Уже сейчас Лилия продумывает, какую работу представит на «Корпорации звезд – 2021». И хотя участвует в конкурсе едва ли не с первого года проведения, не скрывает: каждый раз старается, и всегда приятно, когда жюри это старание отмечает.

В прошлом выпуске мы рассказали об увлечении норильчанина Бориса Фролова резьбой по дереву.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Мария Соколова

Фото: личный архив Лилии Кабыдедовой

16 апреля, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности