#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Девятый съезд Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России прошел в Салехарде и собрал около 300 делегатов. В рамках этого события состоялся второй форум коренных малочисленных народов.
Три района от Красноярского края – Таймыр, Эвенкию и Туруханск – представляли 22 человека. Делегация Красноярского края во главе с президентом региональной ассоциации Артуром Гаюльским была одна их самых больших.
На четырех площадках форума обсуждали социальное обеспечение коренных народов, молодежную политику и спорт, образование, культуру и сохранение языков, развитие традиционных видов хозяйственной деятельности. Со своими предложениями участвовали земляки с Таймыра. Все инициативы войдут в итоговую резолюцию съезда.
«Очень надеюсь, что наши предложения будут услышаны, и, если хотя бы часть из них будет реализована, жизнь наших людей станет лучше», – говорит первый вице-президент региональной Ассоциации КМНС Красноярского края Анфиса Никифорова. В интервью она рассказала о важных решениях съезда.
– Анфиса Александровна, куда пойдет резолюция съезда, кому она ляжет на стол?
– Проект итоговой резолюции мы планируем подготовить через пару месяцев. Резолюцию с рекомендациями, которые выработаны на площадках съезда, направят в первую очередь органам федеральной и региональной власти, местного самоуправления, промышленным компаниям и сообществу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Резолюцию будем реализовывать совместно.
– Какого рода предложения сформулировали делегаты съезда? Какие проблемы коренных народов должны решить в первую очередь?
– Мы все хоть и отдалены друг от друга, но проблемы у нас практически у всех одинаковы. От Таймыра в первую очередь мы поднимали вопросы кадрового обеспечения территории. Необходимо пересмотреть те меры поддержки, которые сегодня действуют для заинтересованности кадров. Сегодня идут выплаты из регионального бюджета в размере миллиона рублей для медицинских работников. Учитывая нашу специфику, суровые климатические условия, отдаленность от центра, мы предложили дополнить эту выплату из федерального бюджета, возможно, из регионального, до двух миллионов рублей. Пока до двух. А вообще, по-хорошему, три миллиона – та сумма, которая необходима молодому специалисту, чтобы заинтересовать его приехать к нам на территорию.
– Какие важные решения приняты на съезде по развитию традиционных видов хозяйственной деятельности коренных? Что надо сделать для поддержки этой отрасли?
– На Таймыре сегодня очень много хозяйствующих субъектов. Это наши семейные родовые общины, крестьянско-фермерские хозяйства. К сожалению, сегодня отрасль традиционного хозяйствования не входит в сектор экономики. Мы ловим рыбу, отстреливаем оленя, но ежегодно сталкиваемся с трудностями реализации нашей сельскохозяйственной продукции. В первую очередь с проблемами отсутствия рыболовных участков, квот на вылов водно-биологических ресурсов, охотхозяйственных соглашений для выделения лицензий на отстрел дикого северного оленя.
Нам необходима легализация сельскохозяйственной продукции. Потому как сегодня наши земляки, представляющие малый и средний бизнес, являются «браконьерами», которые не могут законно вывозить и реализовывать добытую продукцию. Государственная поддержка должна быть нацелена не только на сохранение традиционного образа жизни, но и на поддержку экономики в сфере традиционных видов хозяйственной деятельности.
– Что предлагали делегаты съезда для развития национальных видов спорта?
– Говорили о том, что необходимо развивать северное многоборье. Управление образования администрации Таймыра уделяет огромное внимание этому виду спорта. Но и здесь мы сталкиваемся с рядом проблем: необходимо обучать тренеров, ребят из таймырских поселков вывозить на региональные и федеральные мероприятия. Именно коренные дети, учитывая их кочевой и полукочевой образ жизни, связаны с этими видами спорта: метание маута, прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание топора.
Сегодня мы гордимся нашими детьми, которые являются мастерами и кандидатами в мастера спорта. У ребят большой потенциал, необходимо его поддерживать и развивать национальные виды спорта в северных регионах.
Мы привели положительный пример компании «Норникель» в поддержку наших детей из таймырских поселков в рамках грантовой программы «Мир Таймыра». Компания предусмотрела строительство спортивных площадок для северного многоборья. Уже в этом году приобретут и доставят спортивный инвентарь и форму в четыре школы сельского поселения Хатанга: нарты, хореи, топоры, лазерные дальномеры. Кроме этого, будут организованы тренировочные сборы в Дудинке.
– Какие вопросы на съезде поднимали по образованию детей, особенно тех, что проживают в отдаленных поселках?
– Нам необходимо выделение целевых мест в вузах и ссузах. Сегодня мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой – сдачей единого государственного экзамена. Наши дети не могут равняться с детьми, которые обучаются в городе. Отсутствие квалифицированных педагогических кадров в поселках не дает возможности качественно подготовить наших ребят к ЕГЭ. Соответственно, низкие баллы не дают им идти на одном уровне с городскими детьми, поступить в желаемый вуз. Поэтому остро необходимо выделение целевых мест для наших ребят.
Мы рассказали на съезде о положительном опыте компании «Норникель»: в 2020 году утверждена программа «Студенты Таймыра». Благодаря ей 20 детей из числа КМНС ежегодно имеют возможность поступить в Норильский государственный индустриальный институт за счет средств компании, а также компенсировать оплату проезда от места проживания до места учебы и получать стипендию в 20 тысяч рублей.
Президент Всероссийской ассоциации Григорий Ледков на съезде обозначил, что вопрос целевых мест практически решен. Уже в 2021/22 учебном году 80 целевых мест для наших детей планирует выделить Российский государственный педагогический университет имени Герцена в Санкт-Петербурге. Пока достигнуты устные договоренности, будем отрабатывать вопрос дальше.
– Обсуждалось ли на съезде формирование реестра КМНС?
– В России введен механизм учета коренных малочисленных народов. Уполномоченный орган по формированию реестра – Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Реестр будут использовать органы власти для реализации прав коренных малочисленных народов. Таким образом, у представителя коренных будет возможность один раз «доказать» свою национальную принадлежность, а не предоставлять каждый раз документы профильным министерствам и ведомствам при реализации прав на традиционное рыболовство, охоту и иные меры господдержки. Поэтому предстоит разработка изменений в профильное законодательство.
Вступление в силу этого федерального закона позволило ассоциации планомерно перейти к дальнейшей системной работе по улучшению положения коренных народов. В первую очередь это традиционное рыболовство, правила традиционной охоты, пенсионное обеспечение, взаимодействие с особо охраняемыми природными территориями, которые созданы на территориях проживания коренных народов, вопросы образования. Это первые пять пунктов, которые требуют масштабного изменения законов и подзаконных актов.
На 4 апреля из всех регионов в ФАДН поступило 232 заявления. Учитывая сложности, с которыми столкнулись регионы, мы обратились с просьбой либо передать часть полномочий в регионы, либо проработать этот вопрос через МФЦ. Отсутствие интернета в поселках Таймыра, отдаленность территорий (оленеводческих стойбищ), сложная транспортная логистика не позволяют эффективно и качественно подойти к формированию реестра. Заявление состоит из 11 листов, нашему земляку необходимо его распечатать, правильно заполнить, приложить копии подтверждающих документов, купить конверт и почтой отправить в Москву. Если в заявлении будет ошибка, придется повторно пройти процедуру заполнения. Очень надеюсь, что ФАДН найдет пути решения этого вопроса.
– Обсуждалось ли, какие реальные преференции федеральный реестр даст коренным?
– На съезде руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков озвучил, что с 1 января 2022 года коренные народы, которые войдут в реестр КМНС, будут иметь беспрепятственный доступ к водно-биологическим ресурсам. Для нас, коренных, это очень важное и нужное решение. Надеюсь, это ляжет в основу итоговой резолюции и все нормативно-правовые акты к этому времени будут подготовлены. Мы будем иметь возможность без оформления заявок и предоставления отчетности осуществлять традиционное рыболовство. Надеемся, в последующем реестр КМНС даст возможность к беспрепятственному доступу к остальным видам хозяйственной деятельности.
Кроме того, подписано распоряжение правительства РФ об утверждении единого плана мероприятий по реализации основ государственной политики в Арктике до 2035 года, а также стратегия развития Арктической зоны. На это мы тоже должны обратить особое внимание: план включает в себя 268 пунктов, куда входят все регионы, где проживают коренные народы. Мы должны эффективно отработать реализацию этого плана.
– Как восприняли на съезде опыт этнологической экспертизы на Таймыре?
– Ассоциация КМНС Красноярского края презентовала первые полевые этапы этнологической экспертизы, которая проводится при финансовой поддержке «Норникеля». Мы сумели донести делегатам съезда, что включает в себя этнологическая экспертиза, какую работу мы ведем с научными сообществами и что хотим получить. Конечно, это будут предложения и рекомендации также ко всем органам власти, промышленным компаниям, к сообществу коренных народов. Итогом должен стать проект федерального закона об этнологической экспертизе, который даст возможность взаимодействовать промышленным компаниям с коренными малочисленными народами на любой территории.
– Кто будет представлять интересы таймырцев в Ассоциации КМНС Сибири и Дальнего Востока РФ?
– На съезде прошли выборы президента ассоциации. Практически единогласно мы поддержали на третий срок действующего президента Григория Ледкова. Координационный совет организации расширился, вице-президентов стало больше. Сейчас представлять интересы Красноярского края и Таймыра на федеральном уровне будут не три, а четыре человека: Григорий Дюкарев – председатель ассоциации Таймыра, Артур Гаюльский – президент региональной организации, Валерий Вэнго – вице-президент по северным территориям и Сергей Сизоненко, которого избрали вице-президентом ассоциации по правовым вопросам. Это тоже наша маленькая победа.
– Как коренные могут следить за работой Всероссийской ассоциации и организаций из других регионов? Есть ли какой-то единый электронный ресурс?
– Мы идем в ногу со временем. В этом году Ассоциация КМНС Сибири и Дальнего Востока РФ создала сайт, где у каждого региона будет вкладка. Сейчас есть возможность зайти на этот портал и узнать не только о том, что делает наша ассоциация на территории, где мы живем, но и увидеть работу других.
– Какие еще новости принес состоявшийся в Салехарде съезд?
– На съезде еще раз подтвердили, что повышение пенсионного возраста не коснется коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности. То есть в 50 лет выход на пенсию женщин, и в 55 – мужчин. Когда вводили эти изменения в закон, мы оперативно на них отреагировали, опасаясь, что можем выпасть из этой категории. Президент ассоциации Григорий Ледков подтвердил, что повышение пенсионного возраста не коснется КМНС. С такими успехами мы вернулись из Салехарда. Успехи не маленькие, будем работать дальше, надеюсь, все у нас получится.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Оксана Серова
Фото: Николай Щипко и пресс-служба Ассоциации КМНСС и ДВ РФ