#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Дудинский порт 85 лет назад был лишь маленькой пристанью, который не имел даже минимальных причалов и никакого складского хозяйства. Баржи, лихтеры, буксиры, редкие пассажирские суда швартовались у берега, но вплотную подойти не могли, и на них перекидывали длинные деревянные трапы, по которым вручную шла разгрузка прибывшего оборудования и загрузка норильского угля.
Вот как вспоминал об этом заключенный Норильлага Иосиф Шамис:
«Наше дело было – погрузка норильского уголька на баржу. Уголек подается на нее тачками, которые работяги водят по трапу, перекинутому на борт баржи. Работа не из легких: трап – под углом примерно 30 градусов; от угольной пыли он скользкий, особенно когда человек обут в башмаки типа «ЧТЗ», на которых подошва резиновая; освещение в порту слабое. Для удобства посередине трапа пришита направляющая доска – по ней катится колесо тачки. Но доска эта узкая, сцепление подошвы с трапом слабое – надо, следовательно, не только толкать тачку, но и быть достаточно внимательным, чтобы не соскользнуть с трапа в воду вместе с тачкой».
В первую навигацию 1935 года в Дудинке выгрузили 50 тысяч тонн грузов, правда, не все смогли доставить в Норильск – ведь и железной дороги еще не было. В следующем году для разгрузки нашли временное решение: ряжевые причалы – бревенчатые короба на сваях, заполненные камнем. Благодаря первым 40 метрам ряжей в 1936-м грузов приняли уже вдвое больше.
Решение оказалось удачным. Ряжевые причалы были непохожи на хлипкие деревянные настилы, с которых падали в воду заключенные. Это были уже основательные сооружения, которые выдерживали не только вес людей и грузов, но и позволяли внедрять первых ласточек механизации: ленточные передвижные транспортеры. Так постепенно строился и рос Дудинский порт.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что при застройке Норильска было немало нереализованных проектов.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»