#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Из-за пандемии дорога домой в Санкт-Петербург из Арктики для российского ученого превратилась в незабываемое приключение. Алексею Нюбому пришлось плыть на корабле, ехать поездом, на велосипеде и на такси, заказанном пограничниками.
32-летний инженер Алексей Нюбом – сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге, один из членов исследовательской группы на MOSAiC. Это междисциплинарная дрейфующая обсерватория для изучения арктического климата. Там работают около 500 ученых и дополнительный персонал – они в течение нескольких месяцев сменяют друг друга на борту судна Polarstern. Ученые проводят эксперименты и собирают данные о погоде, льдах, океанах и экосистемах Центральной Арктики.
Алексей Нюбом управлял сейсмической системой для мониторинга толчков морского льда и помогал в других проектах, связанных со льдом. Планировалось, что экипаж пробудет на борту корабля до апреля. Затем их забрал бы самолет с норвежского архипелага Шпицберген. Но в марте Норвегия приостановила зарубежные поездки из-за пандемии.
Ученые поняли, что не выйдут на сушу до середины июня. К тому моменту они провели в море уже почти пять месяцев. «Мы без страха ходили без масок и перчаток. Мы единственные в мире, кто мог проводить футбольные матчи, пусть и на льду», – пишет The Atlantic.
Поначалу казалось, что команда Нюбома сможет отправиться домой на борту шведского ледокола, который должен был пополнить запасы Polarstern в июне. Затем вступили в силу шведские ограничения на поездки, и судно отменило рейс.
После нескольких недель безуспешных попыток арендовать ледокол координаторы MOSAiC разработали альтернативный план. Судно Polarstern намеренно вморозили в ледник для проведения исследований. Команда решила достать его изо льда и поплыть на сотни миль на юг, чтобы встретится с парой немецких судов. И в начале июня судно смогло доплыть до порта в немецком городе Бремерхафен. Дальше каждому ученому пришлось думать, как добраться до дома, учитывая, что многие перелеты все еще были запрещены.
Алексей оказался в Бремерхафене в начале июня, но до конца месяца рейсов из Германии в Россию не было. На помощь ему пришла координатор MOSAiC Елена Щерткова-Пауленц. Она нашла рейсы из Германии в Финляндию. Оттуда до Санкт-Петербурга ехать было недалеко, но поезда и автобусы из-за пандемии через границу не ходили. Однако ее можно было пересечь на личном автомобиле.
Разработали следующий план: ученый должен был прилететь в Хельсинки, сесть на поезд до финского приграничного города Иматра, а потом на велосипеде проехать 16 километров до России.
Недорогой складной велосипед Алексей и Елена нашли на eBay. После этого Алексей наконец-то отправился домой. Багаж ученого не поместился на крошечный велосипед и упал по дороге, Алексею пришлось крепить его заново. К тому же у велосипеда были сломаны передние и задние фары. Ученый ехал в темноте по незнакомой сельской местности, его телефон не был подключен к интернету.
«Приходилось останавливать людей на улице и спрашивать, как проехать в Россию. Темнело, и я боялся, что останусь в лесу со сломанным велосипедом без еды и меня съедят комары», – поделился Алексей.
Когда ученый прибыл на границу, его задержала женщина из департамента здравоохранения. По ее мнению, Алексей не должен был ехать сам на такси до дома, чиновница настаивала на том, что кто-то должен был забрать его лично.
Через четыре часа пограничная полиция и женщина из Минздрава сдались. Алексею заказали такси, и в полчетвертого утра он наконец увидел свою семью. Как пишет The Atlantic, полярник был особенно счастлив, что двухлетняя дочь его узнала.
Журналист издания поинтересовался, захочет ли Нюбом снова в подобную экспедицию. «Нет, вдруг появится новый вирус», – пошутил Алексей. Но признался, что ему повезло принять в этом участие: «Мало кто из нас когда-либо ступит на покрытый льдом океан, а тем более будет жить и работать на нем месяцами, пока солнце ползет за горизонт и мир пробуждается от долгой полярной ночи».
Анжелика Степанова, открытые источники