#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Работа первых норильских геологов всегда была непростой: геологоразведка в условиях Заполярья, полевые работы на Крайнем Севере… Но в норильской геологии была трагичная судьба геолога, погибшего на рабочем месте в черте города.

Владимир Домарёв первый раз приехал в Норильск еще в мае 1925 года в составе четвертой Норильской экспедиции под руководством Павла Аллилуева. Здесь вместе с Николаем Урванцевым он обследовал гору Рудную. В 1936 году Домарёва арестовали, дали десять лет лишения свободы по «политической» 58-й статье. Он снова попал в Норильск, на этот раз уже в качестве заключенного. В 1947 году уже освобожденного Владимира Сергеевича назначили главным инженером геологического управления Норильского комбината. Поселился он там же, при управлении. Ночью 23 апреля 1947 года на здание был совершен вооруженный налет. Требуя ключи от фондов и кассы, бандиты нанесли Домарёву 17 ножевых ранений. Вот как об этом вспоминал один из старожилов Норильска Иосиф Шамис.

«Владимир Домарёв – геолог, ленинградец, одно время во главе партии норильских геологов проводил изыскания в районе реки Курейки, правого притока Енисея, в тех местах, близких к Северному полярному кругу, где потом стали строить Курейскую ГЭС. Но работал он и на Хантайке, тоже правом притоке Енисея, где потом строилась Хантайская ГЭС. В последующем Домарёв был назначен главным инженером Норильского геологического управления. Здесь были сосредоточены большие силы геологов, имевших уже значительный опыт. И надо заметить, что личность Домарёва как руководителя управления вскоре получила всеобщее признание коллектива геологов, так же как и работников проектного отдела Норильского комбината. Но не только как геолог проявил себя Владимир Домарёв.

Ночь-полночь. Геологическое управление Норильского комбината. Оно размещалось в простом одноэтажном деревянном доме из числа тех, которые числились временными служебными зданиями на период стройки. Ночь. Главный геолог, один из всего коллектива, задержался на работе в своем служебном кабинете. Нежданно-негаданно резко открывается входная дверь кабинета, и через порог вваливается группа вооруженных ножами людей – и прямо к Домарёву: «Давай ключи!» Он, конечно, вмиг понял, что от него требуют ключи от сейфов, где хранятся бесценные образцы норильских месторождений. Домарёв попытался им объяснить, что в сейфах нет и не может быть денег. Злодеи явно нервничали, оглядывались, они боялись, что их могут настигнуть. И, очевидно, главный заводила опять к Домареву с криком: «Давай скорее ключи, а то – смерть на месте!» И наступила смерть… Его, Домарёва, зарезали злодеи. Никто не докладывал публике результаты вскрытия тела. Говорили, что его сердце остановилось в результате прямого удара ножом. Другие говорили, что было повреждено и горло – зарезали его…

Норильчане, люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, двигались с опущенными долу головами… Глубокий траур охватил всех, кто хоть раз сталкивался с Домарёвым. Множество людей провожали его в последний путь по главной улице поселка Норильск, через озеро Долгое – на кладбище, что с краю строившегося города.

Нельзя тут не сказать доброго слова в адрес тогдашнего начальника комбината Владимира Степановича Зверева. Ему доложили, что в пути находится жена, теперь вдова Домарёва, Наталия Дмитриевна с осиротевшей девочкой Ирой. Владимир Зверев повелел следить за их прибытием, встретить их и доставить к нему в кабинет. Отложив все дела, он встретил их как родных. Он им рассказывал, что за работник был Домарёв и что его смерть – огромная потеря для комбината, но главное, что он им говорил, – это то, что это был добрый, смелый, сильный и самоотверженный человек! Он тут же вызвал директора гостиницы и попросил поместить прибывших в уютном двухместном номере на втором этаже и снабдить их кухонной и другой домашней утварью, удовлетворять все их потребности. Зверев тут же определил Наталью Дмитриевну на работу в плановом отделе комбината…»

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали, как норильская пресса боролась за правду на заре своего рождения.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архивы норильчан и ЗФ "Норникеля"