НОРИЛЬСК. “Таймырский Телеграф” – Концепцию развития музейно-выставочного комплекса “Музей Норильска” презентовали в администрации города.
Над документом трудились видные деятели культуры и искусства из разных городов страны. Концепцию представили члены экспертной группы: Наталья Федянина, директор Музея Норильска, Юлия Демиденко, член Международной ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург), Виталий Дымарский, главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” в Петербурге, главный редактор исторического журнала “Дилетант” (Москва). Также в экспертную группу по разработке документа входили: Надежда Беляева, президент Пермской художественной галереи, член президиума Совета музеев России (Пермь), Татьяна Зыкова, заместитель директора по маркетингу Красноярского краевого краеведческого музея, Юлия Кантор, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). В работе экспертного совета принимали участие специалисты музея, представители компании “Норникель” и общественности. При разработке концепции учитывали предложения участников прошлогодней стратегической сессии по развитию музея: Владимира Вайнера, эксперта в области социальных коммуникаций, директора Фонда медиапроектов и социальных программ Gladway, Михаила Гнедовского, эксперта в области творческой экономики, культурной политики, работы с наследим, члена правления Европейского музейного форума, Наили Аллахвердиевой, арт-директора Музея современного искусства PERMM, Ивана Гринько, руководителя центра изучения и проектирования музеев (Институт наследия).
Одной из целей концепции стала оценка принятого прошлой осенью административного решения об объединении Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района и Норильской художественной галереи в единый музейно-выставочный комплекс. Предпосылкой для объединения двух учреждений культуры, пояснила Наталья Федянина, стала “стагнация в области музейного дела в Норильске в последние годы, которая отмечена экспертами в данной концепции в части анализа современного состояния музея”. Как подчеркнула директор МВК “Музей Норильска”, проведенная реорганизация получила однозначные положительные отклики со стороны всех экспертов. Второй целью разработки концепции стало формирование видения будущего музейно-выставочного комплекса, определение магистральных направлений развития учреждения как современного социокультурного института.
По мнению экспертов, местные музейно-выставочные площадки необходимо развивать как современные и востребованные объекты инфраструктуры. В этой связи среди острых проблем, требующих первоочередного внимания, были обозначены три: состояние фондовых коллекций (необходимость проведения полной ревизии), отсутствие современной музейной инфраструктуры (недостаток сервисных зон для посетителей, отсутствие современных выставочных пространств, особенно для художественных выставок) и необходимость незамедлительного перевода уникального для Севера собрания художественной галереи в отдельно стоящее здание, удовлетворяющее всем требованиям безопасности, санитарно-техническим музейным нормам (речь идет об угрозе залития фондов художественной галереи, размещенных на первом этаже жилого дома). Вторым важнейшим направлением работы должно стать активное вовлечение населения в социокультурную жизнь города.
Концепцией развития музейно-выставочного комплекса предусмотрено несколько десятков самых разных мероприятий. Что касается внешнего облика музейных площадок, то предполагается реконструкция экспозиционных залов, фондохранилищ, а также входных групп (с расширением гардеробов, организацией музейных кафе и магазинов, информационных стоек с кассами). На базе музейного здания на Ленинском проспекте предполагается обустроить информационный центр для туристов.
Как рассказала Наталья Федянина, при разработке концепции акценты были сделаны на двух норильских особенностях: “Во-первых, быстрая смена населения…это означает соскальзывающую, исчезающую социальную память. Т.е. наше транзитное норильское сообщество постоянно теряет целые страницы истории. В этой связи традиционная музейная функция – быть институтом социальной памяти – становится в разы более важной…Вторая особенность – это изолированность от культурных и интеллектуальных центров страны. В Норильске существует запрос на роль связного, которую может и должен взять на себя Музей Норильска, и которую мы декларируем в своей миссии”, – заявила руководитель МВК.
Своим мнение о том, что является наиболее важным в разработанной концепции, поделился Виталий Дымарский: “Концепция сориентирована на будущее, причем не только самого музея, но и на будущее города…через самоидентификацию горожан. Музей должен помочь норильчанам стать норильчанами, а не временными, заезжими людьми”.
Юлия Демиденко отметила, что местный музей представляется ей “не просто музеем города с его архитектурой, историей, комбинатом, а музеем горожан…Это в первую очередь означает, что горожане должны стать соучастниками всего, что будет происходить…Музей должен стать местом, куда хочется прийти и чем-то поделиться”.
Обсудив концепцию развития МВК, участники расширенного совещания, в числе которых были внешние и внутренние эксперты, депутаты Горсовета, работники администрации Норильска и градообразующего предприятия, представители общественности, в целом дали документу высокую оценку. Среди прозвучавших предложений: организовать на базе одного из цехов остановленного Никелевого завода ЗФ “Норникеля” экспозицию использовавшейся в прежние годы техники и оборудования, вовлекать в музейные пространства промышленную зону города, создать в Норильске этнопарк с обитающими на Таймыре животными, чумами и предметами быта коренного населения полуострова.
editor, Денис Кожевников