Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
-10°
Облачно, небольшой снег


Спецпроект совместно с MediaШкола в Заполярье

Международный турнир по керлингу среди женских команд пройдет в Дудинке с 23 по 26 мая. Он организован Федерацией керлинга России при поддержке Министерства спорта Российской Федерации и компании «Норникель». Десять женских команд из семи стран мира будут бороться за призовой фонд 50 000 долларов.

Arctic Curling Cup уже стал новым брендом Таймыра. Это единственный международный турнир в этом виде спорта, который проходит за Полярным кругом. Впервые его провели в Дудинке в мае 2017-го, с тех пор он стал ежегодным.

В дни турнира для жителей и гостей Дудинки на уличной площадке у ледовой арены откроются фанзоны: этностойбище, загон с оленями, фотозона, интерактивные площадки и многое другое.

«Таймырский телеграф» будет следить за ходом соревнований, самые свежие новости с ледовой арены «Таймыр» вы найдете здесь, на странице нашего спецпроекта, посвященного Arctic Curling Cup – 2019.

Вместе с профессиональными журналистами освещать события турнира будет детский медиацентр. Ребята из «Медиашколы в Заполярье» будут брать интервью у спортсменов, тренеров, официальных лиц и зрителей, делать репортажи и работать в кадре. Их материалы читайте здесь же, на странице спецпроекта.

 
26 мая 2019 г., 17:03

Корейцы в гостях у нганасан - самого древнего народа Таймыра

НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – На турнирах ArcticCurlingCup иностранцев обязательно знакомят с культурой народов Севера. На Таймыре проживают пять коренных этносов: ненцы, долганы, нганасаны, эвенки и энцы.

Накануне спортсменки со своими тренерами побывали в гостях у нганасан.

Нганасаны – самый древний северный народ Евразии, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре еще в XV веке до нашей эры. На земле их осталось чуть больше 800 человек. Они живут только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района: в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая.

Иностранным гостям чума рассказали, что нганасаны вплоть до XIX столетия жили охотой на оленей и рыболовством, поклонялись языческим богам, не имея никакого представления о том, что творится в мире. У них не существовало письменности. Их «паспортом» была одежда: каждый ее орнамент и элемент имеет определенный смысл.

Приход на Таймыр цивилизации стал причиной психологического надлома этноса. Сейчас в Таймырском Долгано-Ненецком районе стараются сохранить культуру нганасан. В частности, этим занимаются сотрудники Таймырского дома народного творчества.

Здесь работают и сами нганасаны – например, Алексей Чунанчар. Он – талантливый мастер-косторез, кроме того, владеет искусством горлового пения и игры на баргане.

Парки, в которые одеты нганасаны на наших фото, – подлинные, им больше ста лет. Красный цвет на них олицетворяет солнце, тепло, священный огонь, костер; белый – снег, свет; черный – полярную тьму. Черный квадрат нганасаны придумали его задолго до Малевича – на спинке сокуя мужчин, на парках у женщин он означает бесконечность бытия.

Поскольку вплоть до XIX века нганасаны передвигались по Таймыру исключительно пешком, их обувь – бокари – имеет очень необычный вид. Она без подъема, с широкой площадкой внизу. «Так меньше проваливаешься в снег, и легче доставать оттуда ногу», – поясняет Алексей Чунанчар. У мужчин бокари очень высокие – до бедра. Чтобы догнать оленя, нужно было бежать по глубоким сугробам.

Нганасаны называют свою одежду костюмом священной гагары, так как, согласно мифологии, они ведут род от этой птицы.

Нганасаны придерживались языческой веры. Все явления природы считались порождением Матери Земли, Матери Солнца, Матери Воды и так далее. Почитались родовые и семейные покровители в виде камней, скал, деревьев и причудливых фигурок. У них просили излечения от болезней и удачи на охоте.

Экскурсия получилась познавательной и весьма понравилась гостям.

Фото Марины Пешковой


Спецпроект совместно с MediaШкола в Заполярье

Фотогалереи