Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
ИА «Таймырский Телеграф»
28 февраля 2019, 12:10

В Норильске представили итоги комплексного исследования малого и среднего бизнеса

В Норильске представили итоги комплексного исследования малого и среднего бизнеса

Фото: Николай Щипко

Полученные данные позволят откорректировать меры для развития бизнеса на территории.

В Норильске представили итоги комплексного исследования малого и среднего бизнеса

#НОРИЛЬСК "Таймырский Телеграф" – По инициативе Агентства развития Норильска с ноября 2018-го по февраль 2019 года в Норильске проводилось комплексное исследование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью выявить ситуацию в сфере бизнеса на территории и разработать практические рекомендации для стимулирования развития данного сектора.

Работу проводили специалисты автономной некоммерческой организации "Социологическая мастерская Задорина". Для полноты картины они собрали команду экспертов из разных регионов России.

Итоги этой работы специалисты АРН пригласили обсудить норильское сообщество за круглым столом в Многофункциональном центре. Сюда пришли представители Заполярного филиала "Норникеля", администрации города Норильска, компаний сектора малого и среднего бизнеса, принявших участие в исследовании, отраслевых и общественных объединений и ассоциаций, муниципальных учреждений.

"Такое комплексное и масштабное исследование у нас на территории прошло впервые, – сказала руководитель управления потребительского рынка и услуг городской администрации Ирина Чичерина. – Полученные данные позволят подготовить некоторые управленческие решения, откорректировать те меры, которые сейчас реализуются на территории для развития бизнеса".

По видеосвязи норильских экспертов поприветствовал организатор и руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин. Он обозначил направления работы, которая проводилась в рамках исследования:

"Во-первых, мы осуществили кабинетное исследование. Проанализировали некоторые объективные показатели, статистику, связанную с развитием малого и среднего предпринимательства в Норильске. Во-вторых, провели два опроса. Бизнесмены выразили свое отношение к предпринимательскому климату в городе, перспективам развития. С другой стороны – посмотрели на контекст, в котором предприниматели действуют. Выяснили отношение потребителей к их продуктам и услугам. Опросы прошли успешно. Отклик у населения был очень живой. За два дня мы опросили 800 человек.

Серьезную работу провели и по пространственно-экономическому анализу. Ее результатом стала карта, на которой размещены самые разные ответы предпринимателей на тему исследования и очерчены перспективы.

Еще одна значимая процедура – двухдневная деловая игра "Форсайт предпринимательских возможностей", которая прошла в Норильске в январе с участием представителей МСБ и потенциальных предпринимателей. Это позволило не только выявить некоторые линейные представления, но и оценить перспективы формирования профессионального сообщества. Понять, насколько они готовы к горизонтальным связям, сотрудничеству между собой и с органами власти. Деловая игра связана с образом будущего развития бизнеса и самого города".

Исследователи выяснили, что в числе барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в Норильске, одним из главных является анклавность территории, ее оторванность от Большой земли. Отсюда проблемы с логистикой, сложности с экспортом и расширением рынка сбыта.

Второй проблемой, которая, по словам специалистов, стоит не только в Норильске, но и по всей стране, предприниматели считают низкую информированность, а также недостаточные управленческие навыки для развития бизнеса. Для открытия собственного дела среда в городе комфортная, говорят норильчане. Однако, когда бизнес переходит двухлетний порог, предприниматель не всегда понимает, куда ему двигаться дальше. Не менее важно повышать информированность бизнесменов о мерах поддержки на федеральном уровне и со стороны администрации.

Эксперты определили, что для Норильска характерна концентрация малого бизнеса в сфере торговли. При этом отметили, что есть и другие ниши, которые интересуют предпринимателей, особенно молодых. В числе таких направлений: социально-ориентированный бизнес, социальные услуги, инновационный и IT-бизнес. Именно в этих сферах сейчас прогнозируется экономический рост.

Отношение к бизнесу у норильчан лояльное. Почти половина опрошенных горожан – не бизнесменов – посчитала для себя возможной перспективу заняться предпринимательством.

Ситуацию с бизнес-средой в Норильске исследователи назвали в целом оптимистичной. При этом подчеркнули, что для развития малого и среднего предпринимательства необходима серьезная скоординированная работа.

"Для того чтобы выработать вектор развития МСБ в Норильске, нужно в ручном режиме сопровождать разные отрасли и секторы малого и среднего предпринимательства, чтобы предприниматели могли развивать свой бизнес, масштабировать и видеть ниши, в которые необходимо двигаться, – сказал эксперт исследовательской группы ЦИРКОН Григорий Добромелов. – Нужен симбиоз деятельности администрации города, институтов развития и самих предпринимателей. Без кооперации, без создания сообщества будет сложно. Но если действовать сообща, за счет обмена опытом, бизнес будет получать информационную и психологическую поддержку".

Исследовательская работа продолжается. Участники круглого стола изучат результаты работы специалистов, дополнят их своими мнениями и идеями, после чего анализ материалов будет продолжен.

"Для нас важно, чтобы свое мнение также высказали представители власти и градообразующего предприятия. Общие результаты исследования войдут в итоговый аналитический отчет, который представят дополнительно. На его основе будет составлена дорожная карта по развитию малого и среднего предпринимательства в городе", – сказал заместитель директора Агентства развития Норильска – руководитель направления "Развитие бизнес-среды" Сергей Ваганов.

Ознакомиться с окончательными результатами исследования можно будет через месяц на сайте АРН www.arnorilsk.ru.


Читайте также

Фоторепортажи