#НОРИЛЬСК “Таймырский Телеграф” – В Норильске появится свой Центр современного искусства. Каким он будет и как сможет стать центром притяжения горожан и эпицентром культурных инициатив, обсудили на Форуме социальных технологий “Город – это мы!”.
Под Центр современного искусства муниципалитет передал Музею Норильска здание бывшего Дома торговли по ул. Комсомольской, 37. Для нового общественного пространства это очень перспективное здание: в нем свободная планировка, два этажа, дебаркадеры и лифтовые шахты. Общая площадь помещения 3,5 тысячи квадратных метров.
Рабочее название будущего центра – Арктический музей современного искусства. Его создание – часть большого плана по реорганизации муниципальной музейной сети. Объединенный музейно-выставочный комплекс “Музеи Норильска”, в который вошли Музей Норильска, Норильская художественная галерея и PolArt-резиденция, существует чуть больше года. За это время новые руководители платформы изучили, с чем имеют дело, выявили статистику, реальную посещаемость, проблемы и с привлечением внешних экспертов в прошлом году разработали концепцию по развитию музейной сети Норильска. Один из этих экспертов, историк и ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Юлия Демиденко тоже участвовала в Форуме социальных технологий.
По мнению директора МВК “Музей Норильска”, члена Ассоциации менеджеров культуры Натальи Федяниной, получить перспективное здание под современное музейное пространство – большая удача. Как и то, что вся концепция развития музея получила поддержку.
“Такие концепции постоянно разрабатывают для территорий, но часто они так и остаются на бумаге. Нам удалось найти поддержку в муниципалитете и компании “Норникель”, наша концепция принята на расширенном заседании при главе Норильска, и сейчас мы шаг за шагом ее реализуем”, – рассказала Наталья Федянина.
Зачем Норильску вообще Центр современного искусства? Существующие музейные помещения уже не отвечают многим современным требованиям. Норильская художественная галерея, к примеру, расположена на первом этаже многоквартирного дома, и там есть постоянный риск залития хранилищ и порчи предметов искусства. Современное искусство не “звучит” в нынешних музейных помещениях так, как могло бы, если бы пространство было правильно организованным и изменяемым, мобильным.
Норильчане достойны новых пространств. Они много ездят, много видят. Музеи меняются, нам тоже нужны новые современные социокультурные пространства, музейные в том числе. Даже предыдущее название – Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района – было лишком узконаправленным, считает Наталья Федянина.
“Сейчас это мировой тренд, и он потихоньку развивается и в нашей стране – нужны музеи городов, которые комплексно показывают место, где мы живем. Среди наших задач не только локальная история, но и будущее Норильска. Как собирать современность? Через что она выражается? Один из самых сильных инструментов документирования и формирования современности – именно современное концептуальное искусство, фиксация и осмысление происходящего с помощью всех доступных форм, в том числе медийных технологий. Медиа сейчас – главное пространство, куда ушла человеческая коммуникация. А как ее коллекционировать, нужно решать в музейном мире.
Многие города поворачиваются к современному искусству, само это выражение часто звучит. Город должен работать с этим понятием, потому что даже для индустриального Норильска наступает время новых, постиндустриальных энергоресурсов, в том числе искусства. Я бы назвала это “полезное создаваемое”, по аналогии с полезными ископаемыми. Норильск – город с серьезной харизмой, он достоин чего-то сомасштабного ему”, – говорит Наталья Федянина.
Современное выставочное пространство, считают музейщики, должно быть гармонично встроено во внешнюю индустриальную среду Норильска. Команде, которая будет работать над концепцией Центра современного искусства в Норильске, предстоит решить много задач, в том числе продумать архитектурные решения и тип взаимодействия аудитории с этим зданием.
Пермским опытом поделилась с участниками форума арт-директор Музея современного искусства ПЕРММ, специализирующаяся на исследовании городской среды, Наиля Аллахвердиева.
Государственный музей современного искусства PERMM – уникальный проект, созданный весной 2009 года по инициативе галериста Марата Гельмана при поддержке губернатора Пермского края. Первые 5 лет музей располагался в здании Речного вокзала на набережной Камы в историческом центре, потом переехал в новое здание в промышленном районе.
По словам Наили Аллахвердиевой, бренд и уникальная стратегия музея делались на частные деньги, и потребовалось время, чтобы эту стратегию принял город.
“Никакой индустриальный город не готов к большим проектам в области современного искусства. Потому что современное искусство в России – это территория социального конфликта. Так сложилось исторически. В 90-е годы активность развития современного искусства не совпала с уровнем образованности населения и не совпадает до сих пор. Средства массовой информации, в свою очередь, так интерпретировали современное искусство, что это работало против него. Они не занимались популяризацией и объяснением смыслов и значения, а отрабатывали тему скандальных новостей, сформировав образ современного художника как “анфан террибль”. Большое количество выставок, которые прокатились по стране в 90-е годы, наверное, редко где не вызывали скандалы. Поэтому осторожность властей в продссировании современного искусства понятна: любая власть не заинтересована в социальном конфликте”, – говорит эксперт.
Несмотря на понятные опасения, опыт показал, что музей PERMM не только вписался в пермский и российский художественный контекст, но и выполняет важную функцию превращения культуры в полноценный ресурс развития региона. Сегодня PERMM – это не только актуальный, социально ориентированный музей, но и арт-площадка для коллективных действий художников, экспертов и обывателей, детей и взрослых, популярный центр просветительских и образовательных программ. Подобную задачу ставят перед собой и создатели Центра современного искусства в Норильске.
Владислав Шукшин