Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
-4°
Облачно с прояснениями, небольшой снег
ИА «Таймырский Телеграф»
14 января 2020, 17:15

Музей Норильска и академия им. С.Г. Строганова выпустили монографию «Александр Родченко и его круг»

Музей Норильска и академия им. С.Г. Строганова выпустили монографию «Александр Родченко и его круг»

Фото: пресс-служба МВК "Музей Норильска"

Это новая жизнь уникальной выставки пионера дизайна и его ближайших соратников.

Музей Норильска и академия им. С.Г. Строганова выпустили монографию «Александр Родченко и его круг»

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Выставка, посвященная великому новатору и родоначальнику русского конструктивизма, пионеру дизайна, универсальному художнику-провидцу многих современных форм искусства Александру Родченко и его ближайшим соратникам, была представлена в залах художественной галереи в юбилейный для города год – к 65-летию присвоения статуса города Норильску, одному из самых северных городов планеты, в проектах к созданию которого нашли отражение некоторые из идей русских конструктивистов начала ХХ века.

Напомним, тогда на открытие выставки в Норильск прилетали правнучка Родченко и Степановой доцент Строгановской художественно-промышленной академии Екатерина Лаврентьева и профессор этой же академии Кирилл Гаврилин. Проекты и объекты, живопись, графика, фотографии и даже один из лучших фильмов всех времен и народов, объехавшие весь мир и привезенные в Норильск, стали центром Всероссийской акции «Ночь искусств» в Норильске.

Норильский выставочный проект, насчитывающий более 200 экспонатов, представил разные виды и направления художественного творчества: живопись и графику, плакат и книжный дизайн, дизайн текстиля и дизайн одежды, мебель, трехмерные инсталляции, осветительные приборы и фотоискусство. Выставка охватила яркий период жизни Александра Родченко, связанный с творчеством новых предметных форм и основанием отечественной школы дизайна. Дополнила экспозицию серия фоторабот «В поисках Родченко» (Норильск, 2015–2017) местного современного художника, дизайнера – Александра Александрова.

«Энергия и смелость конструктивизма необычайно близки Норильску, – отмечает Наталья Федянина, куратор проекта, директор МВК «Музей Норильска». – Мечты о пространстве для жизни и работы человека в экстремальных климатических условиях находили здесь свое воплощение в новых промышленных объектах или в инновационном для своего времени способе строительства. Дома на сваях над вечной мерзлотой, дворы-«колодцы» для защиты норильчан от жестоких арктических ветров, щиты Потапова для самоочистки железнодорожных путей от снежных заносов. Смелость и талант норильских инженеров и архитекторов двигали вперед не только сам город, но и развитие северных территорий всей страны. Норильск – город в авангарде, который всегда искал и находил новые решения для Севера».

Сегодня экспозицию можно вспомнить и вновь увидеть в формате содержательной коллективной монографии, составленной на основе материалов выставки. В ней художественное и проектное творчество Родченко в различных областях впервые рассматривается в едином ключе и является логичным продолжением выставки.

«Уникальность Норильска как единого организма состоит в том, что, сформировавшись под перекрестным влиянием архаических, классических и авангардных традиций, он нарушил устоявшиеся законы восприятия городского пространства: изысканная картинность перспективных построений Непокойчицкого с безупречной организацией архитектурных осей потребовала смелых ракурсов, вертикальных ритмов устремленного к будущему города», – об Арктике как культурном ландшафте Кирилл Гаврилин, куратор выставки, советник ректора, заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук МГХПА им. С.Г. Строганова.

Монография подготовлена в Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова в партнерстве с МВК «Музей Норильска». Двенадцать разделов каталога открывают перед читателем «первоэлементы» творческой системы Родченко, помогая проследить взаимосвязь между отдельными форматами его профессиональной деятельности и увидеть мир глазами «русского Колумба, открывателя новых путей живописи». Книга выпущена к 100-летию всемирно известной школы дизайна, архитектуры и пластических искусств ВХУТЕМАС (1920–2020) и к 80-летию Музея Норильска (1939–2019). Издание находится в открытом доступе для посетителей в научной библиотеке Музея Норильска (Ленинский, 14).


Читайте также

Фотогалереи